Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты историю Отечества? Интеллектуальная игра по истории "впервые в истории" Интеллектуальная игра история отечества события люди.

Здравствуйте, девчонки и мальчишки!

Здравствуйте, дорогие коллеги!

Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы». И сегодня тема нашей игры «История России XIX века»

Давно уже известно, давно сказано и доказано, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества.

Россия находилась, да и находится до сих пор на границе двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только западным, ни только восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала влияние и той и другой стороны. Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу.

В России столкнулись две разные культуры, два разных миропонимания. Столкнулись и своеобразно переплелись на основе уже собственно русской культуры. И интересно, что Запад воспринимал Россию как представительницу культуры Востока, а Восток – как представительницу культуры Запада. А это была своя, русская культура, не западная и не восточная.

Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад, и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде монголо-татарских орд, а затем три столетия противостояла турецкой империи. С другой стороны, Россия оказалась одним из барьеров на пути католической экспансии Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему евразийскому континенту. В ХIХ веке Россия встала стеной перед армией наполеона, а в ХХ столетии – перед фашисткой агрессий.

Отличие России от Запада и от Востока выражалось в том, что на Руси издревле с Х века, сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в соответствии с духовными потребностями русского народа. С течением времени, особенно со времени монголо-татарского нашествия, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету истории, а сохранит себя и вою культуру. Ведь православный русский народ противостоял одновременно и единому католическому западу и единому мусульманскому востоку.

Более того, именно благодаря православию и возник тот русский народ, который создал великое Русское государство и освоил огромные пространства Евразии.

И тогда встает вопрос - а зачем явился в мир русский народ? Ради чего он освоил столь великие пространства Европы и Азии? Во имя каких целей он объединил в одном государства разные народы? Вполне понятно, что более чем тысячелетняя история русского народа и России не могла быть бессмысленной, иначе теряется связь времен, прошлое отрывается от настоящего и будущего. В самом деле, если в истории нет смысла, то какое нам дело до свершений и подвигов предков. А если нет смысла в нашей собственной жизни, то какая нам забота о том, как там будут жить нашли потомки. Мы кое-как пожили, авось и потомки как-нибудь проживут отведенные им пять-семь десятилетий.

А вот если в истории народа есть смысл, если у народа есть цель исторического развития – тогда все встает на свои места. Тогда сохраняется и действует связь времен. Тогда подвиги предков – это наши подвиги, а мы сами творим деяния для будущего, чтобы наши потомки, помня о нас и более далеких пращурах, воспользовались тысячелетним опытом народа и продолжили общее тысячелетнее народное дело.

Ну, а пока сегодня нам предстоит выявить лучшего эрудита в области истории Яшкинского района. А поможет нам в этом наше экспертное жюри: _учитель истории; ____- методист МБОУ ДОД «Дом детского творчества», председатель жюри____методист информационно-методического центра.

Бороться за звание Эрудита к нам приехали:

Итак, наша сегодняшняя игра будет состоять из двух этапов. На первом этапе вам предстоит ответить на ряд каверзных вопросов. За правильные ответы вам будут вручены «ордена умников». Три лидера, набравшие наибольшее количество орденов, выйдут во второй этап.

Всем желаю успехов. И пусть девиз нашей игры звучит так: «быть умным – это модно».

Итак, первый этап.

Вопросы 1 тура

1.Когда и при каком российском императоре был утвержден большой герб – «Герб империи»?

Ответ: (1882 г. Александр III.)

2.Какая песнь в 1833 году стала официальным гимном Российской империи?

Ответ: «Боже, царя храни!»

3.После Крымской войны 1853-1855 годов, что исчезло с вооружения русского флота?

Ответ: Парусный флот

4.1877-78 гг. Россия начала войну за освобождение славянских народов Балканского полуострова. С каким государством Россия воевало?

Ответ: С Османской империей, Турцией

5.Знаменитый русский полководец конца XVIII века. Родился слабым болезненным ребенком, но решил стать военным. Самостоятельно занимался закалкой организма. Взял штурмом неприступную турецкую крепость Измаил. Командовал русской армией во время знаменитого перехода через Альпы. Непобежденный в 50-ти военных походах генералиссимус армии Российской империи.

Ответ: Великий русский полководец - Александр Суворов.

6. Угадать событие и дату

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

И вот нашли большое поле

Есть разгуляться, где на воле

Построили редут.

Ответ: Отечественная война 1812г. Бородино

7.Какое военное звание было присвоено Александру Суворову?

Ответ: Генералиссимус. За Итальянский и Швейцарский походы

8.Как называется книга Александра Суворова, где он обобщил свой военный опыт "нападательная тактика”?

Ответ: "Наука побеждать”

9.Александр I: "Общество желало его назначения, и я его назначил, - сам же я умываю руки”. Когда и по какому поводу прозвучала его фраза?

Ответ: О назначении Кутузова в августе 1812 г. главнокомандующим русской армией после вторжения Наполеона в Россию.

10.После какого неудачного сражения и с кем Кутузов спас русскую армию и вывел ее из болот?

Ответ: Под Аустерлицем, 1805 г., битва русско-австрийской армии с Наполеоном.

11.Кутузов: "Пока будет еще существовать армия, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна”. Где, при каких событиях это сказал полководец?

12. Какой знаменитый русский полководец служил под командованием Петра Александровича Румянцева?

Ответ:А. В. Суворов

13. Кому посвятил следующие строки А.С.Пушкин:

Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Аустерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал.

Ответ: Александр I.

14.Этот император был инициатором создания собственного национального гимна России на музыку Львова и слова Жуковского в 1833 году.

Ответ: Император Николай 1

15. Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крымской войны?

Ответ: Л.Н.Толстой

16.Кто написал оперу "Жизнь за царя”, мелодия из которой в 1992-2000 гг. была Государственным гимном России?

Ответ: Михаил Иванович Глинка.

17. Кто из известных русских литераторов был одновременно выдающимся дипломатом и талантливым композитором?

Ответ: Александр Сергеевич Грибоедов.

18.Какое архитектурное сооружение было возведено в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. в Москве.

Ответ: Храм Христа Спасителя.

19.Когда и где была построена первая в России железная дорога?

Ответ: В 1837 г. она соединяла Петербург, Павловск и Царское село.

20.Где и когда был открыт первый в России Ботанический сад по европейскому образцу?

Ответ: В 1812 г. в Крыму – Никитский.

21.Он в 23 года стал профессором Казанского университета, предложил неевклидову систему геометрии. Кто это?

Ответ: Николай Иванович Лобачевский.

22.Широкой русской общественности его имя стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе.

Ответ: Николай Иванович Пирогов.

23.Его роман в стихах современники называли "энциклопедией русской жизни”. Кто автор и как называется произведение?

Ответ: А.С.Пушкин "Евгений Онегин”.

24.Первую российскую экспедицию в Антарктиду возглавил адмирал…?

Ответ: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

25.В 1827г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник К.П.Брюллов. Через шесть лет из Италии в Россию совершила триумфальное шествие картина…?

Ответ: Последний день Помпеи

26.Он отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. При Александре I он испытал и взлет и падение; его высоко оценивал Наполеон; Николай I за составление свода законов Российской империи возложил на него снятый с себя Орден Андрея Первозванного. Кто это?

27. Они вошли в историю как "люди сороковых годов”. Их объединяла идея о глубоком отличии России, об особом пути её развития. Главные особенности они видели в крестьянской общине и православной вере. Преобразования Петра I оценивались ими критически. Кто были эти люди?

Ответ: Славянофилы.

Ответ: П.Я.Чаадаев за "Философское письмо” в котором с горьким негодованием говорил об изоляции России от новейших европейских идейных течений.

29.Поэма А.С.Пушкина "Руслан и Людмила” начинается со строк "У лукоморья дуб зеленый…”. Известно, что под лукоморьем в XIX веке понимали местность, находившуюся в земле донских казаков. Где же находилось это самое "лукоморье”?

Ответ: "Лукоморьем” называли Таганрогский залив, береговая северная часть которого своими очертаниями напоминает согнутый лук.

30.Самый крупный город в начале ХIX века.

Ответ: Петербург.

31.О ком сказал П.Вяземский: «Сфинкс, не разгаданный до гроба»?

Ответ: Об Александре I.

Ответ: Фаберже.

33.Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812 г.?

Ответ:6 месяцев.

34.Ему был поставлен памятник у храма Христа Спасителя в Москве, а историк Василий Осипович Ключевский сказал: «Наука отведет императору подобающее место не только в истории России, но и всей Европы». Его прозвали миротворцем, во время его царствования Россия не воевала ни с одной державой

Ответ: Александр III

35. Этот инженер строил первый в России нефтепровод, а по Каспию и Волге поплыли невиданные прежде суда – нефтеналивные баржи его конструкции.

Ответ: Шухов Владимир Григорьевич

36.Эта железная дорога длинною 3 километра, появилась и действовала всего за три года до открытия знаменитой царскольсельской железной дороги в Петербурге. О какой дороге идет речь?

Ответ: железная дорога Черепановых Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича

37.Этот русский художник безумно любил птиц, поэтому каждый день выходил на улицу с целым мешком корма. Птицы его узнавали и стаями слетались на обед. После своей смерти он оставил около двух миллионов рублей по завещанию для поощрения молодых художников.

Ответ: Архип Куинджи.

38.В 14-летним возрасте этот поэт внезапно превратился из богатого наследника в «человека без имени». Всю жизнь пытаясь вернуть себе прежнее имя он служил в армии офицером, чтобы выслужить себе потомственное дворянство. С большим трудом к середине жизни он вернул себе потомственное имя и жил в собственном доме в Москве.

Ответ: Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин)

39.Чьи это слова "Дней Александровых прекрасное начало…”, посвященные началу правления Александра 1.

Ответ: Александр Сергеевич Пушкин

40.Как называлось первое тайное общество декабристов.

Ответ: "Союз спасения”

41.Как современники прозвали цензурный устав 1826 года.

Ответ: "чугунным”

42.Бабушка Николая I.

Ответ: Екатерина II

43.Кого называли "Светило русской бюрократии”.

Ответ: Михаил Михайлович Сперанский.

"О ком идет речь?”

44.Он мало царствовал, но много начудесил:

Сто двадцать пять в Сибирь сослал и пятерых повесил.

Ответ: Николай I.

45. Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять и слишком силен, чтобы быть управляемым.

Ответ: Александр I

46.О его подвигах под Москвой слагали легенды. Служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов. Он писал о себе: "Я был рожден для рокового 1812 года”.

Ответ: Денис Давыдов

Необходимо угадать кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений.

47.Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.

Ответ: Наполеон из Москвы осенью 1812 года.

48.Войска выведены на площадь. Где Трубецкой.

49.Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите

Ответ: Декабристы, приговоренные к казни в июле 1826 года.

50.Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек. Ответ: Русская армия с Бородинского сражения 26 августа 1812 года.

51.Крестьяне на господскую работу должны являться летом с восходом и уходить домой с захождением солнца. Зимой же до рассвета обмолачивать хлеб.

Ответ: О работе крепостных крестьян. Из наставления управляющему помещичьим хозяйством.

52. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. В этом поселении повивальные бабки, носилки, отхожие места – все царское.

Ответ: О военных поселениях. Из "Записок генерал – майора С.Маевского.

53.Если кто из помещиков пожелает отпустить крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок то, сделав с ними условия, какие признаются лучшими, имеет представить их для рассмотрения. Ответ: Указ о вольных хлебопашцах

54.Бой пехотный, ручной, на штыках, кавалерийские атаки, артиллерийский непрерывный огонь. Убитые и раненные падали с обеих сторон, по ним скакали орудия и кавалерия и давили раненных. Груды, горы убитых лежали на пространстве четырех верст.

Ответ: О Бородинском сражении. Воспоминания русского офицера Муравьева.

По результатам первого этапа у нас определились три лидера

мы приглашаем вас к нам. Вам на выбор предлагается три дорожки: красная, желтая и зеленая. На красной вам предстоит ответить на два вопроса, но ошибиться нельзя. На желтой – три вопроса, можно ошибиться один раз. И зеленая дорожка – 4 вопроса, может быть допущено две ошибки, но вас могут обойти соперники на желтой и красной дорожках. Дорожки распределены.

Мы начинаем второй этап. Во втором этапе вам будут предложены вопросы по темам: «Российские императоры», «Николай II», «Русские ученые», «Русские писатели», «Картинные галереи», «Документ», «Великие полководцы».

Вопросы 2 тура

Великие полководцы

Знаменитый русский полководец начала 19 века. Он участвовал во взятии Измаила. Командовал русской армией во время битвы при Аустерлице, когда русская и австрийская армия потерпели поражение от Наполеона Бонапарта. Он на совете в Филях 1 сентября 1812 года сказал: С потерей Москвы не потеряна Россия. Он считал Суворова своим учителем. Умер во время заграничного похода русской армии 1813 года.

Ответ: Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов

Александр I

В 1817 г. Александр I увидел в Лондоне гравюру, на которой было изображено красивое здание. Император выразил пожелание, чтобы такое здание было выстроено в России, в Москве. Каково же было изумление Александра, когда ему сказали, что это здание существует как раз в Москве и гравюра изображает именно его, только в более раннее время. Какое же архитектурное сооружение было изображено на гравюре?

Ответ: Храм Василия Блаженного.

Российские императоры

Из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега. Он женился на женщине которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса. Его родственник объявил ему войну. Все, что он имел он хотел передать не своему сыну, а брату. Он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить намерение. Во время всеобщей переписи он, заполняя анкету, в графе "Профессия” написал: "Хозяин земли русской”.

Когда умер этот русский писатель, Антон Павлович Чехов сказал о нем: «Это была крепкая сильная голова. Тот сволочной дух, который живет в мелком, измошенничавшемся душевно – русском интелегенте среднего пошиба, потерял в нем своего самого упрямого и назойливого врага. Обличать умеет каждый газетчик, но открыто презирать умел только он один. Две трети читателей не любили его, но верили ему. Никто не сомневался в искренности его презрения.» О ком речь?

Ответ: Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин.

Документ

Узнать, о чем идет речь в данном документе.

Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх. Продается свора собак и при них доезжий.

Ответ: Объявление в газете о продаже крепостных крестьян

Картинная галерея

На берегу реки под палящими лучами солнца – 11 человек. Они медленно движутся, усталые и измученные. Их ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце немилосердно палит головы, а они шаг за шагом тянут свою лямку. Бесконечно длинна река, бесконечен и тяжел их путь. В лицах одних покорность судьбе и смирение, других – протест и озлобление, третьи – невозмутимы…

Ответ: Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге»

Отброшено в сторону кресло, на котором вот только что он сидел, всего какое –то мгновение назад, а потом в неистовом гневе швырнул в наследника окованный железом посох. Страшен главный герой. Это деспот, тиран. В своем неограниченном самовластии он давно освободил себя от всех нравственных законов, преступил их: он не перед кем не ответчик, а человеческие жизни для него уже давно не представляют никакой цены.

муниципальный конкурс сценариев классных часов,

массовых мероприятий, посвященных 70-летию Победы

в Великой Отечественной войне

Пояснительная записка

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты историю Отечества?»

1.Цель – создание благоприятных условий для развития у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, воспитание чувства сопричастности к истории своего Отечества, родного края, сохранение памяти об исторических событиях и подвигах нашего народа.

Задачи:

Активизация интереса обучающихся к историческим событиям и памятным датам родного края;

Расширение исторических знаний обучающихся;

Развитие познавательного интереса в области краеведения, к истории родного края.

2.Возраст участников - учащиеся 1- ой ступени.

Игра проводится в два этапа:

    ый этап заочный подготовительный.

Дорогой друг! Наша страна каждый год отмечает славные исторические даты. 70-летний юбилей прорыва Ленинградской блокады-это знаменательное событие стало символом величайшей стойкости защитников и жителей Ленинграда. Сталинградская битва - крупное сражение в ходе Великой Отечественной войны. Битва на Волге является одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге. Они стали переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. И многие другие.

Мы предлагаем тебе прочитать дополнительную литературу по данным темам, посетить библиотеки. Пусть старшие расскажут тебе об этих исторических моментах нашей страны и помогут разобраться в ходе Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. Результат своей работы ты сможешь показать на интеллектуальной игре «Знаешь ли ты историю Отечества?»

2- ой очный. Участники через решение вопросов во время игры демонстрируют знания по данной теме истории.

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты историю Отечества»

Ход мероприятия:

Ведущий (звучит музыка).

Добрый день, дорогие ребята.

Добрый день, уважаемые учителя и гости.

Мы рады приветствовать всех вас интеллектуальной игре «Знаешь ли ты историю Отечества?»

Сегодня здесь собрались те, кто любит много читать, кто изучает историю своей малой родины и всей страны в целом.

Наша игра посвящена славным историческим датам, которые празднует Российский народ в этом году.

Приближается великая дата для всей нашей родины.

70- лет тому назад советские солдаты завоевали мир для нашего народа.

Эта дата навечно вписана в историю страны. Победа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) досталась нам дорогой ценой.

В этом году Свердловская область отпраздновала 80 - летний юбилей своего образования.

Все это вы узнали из прочитанных книг, из просмотра телевизионных фильмов, из передач. Многое вы узнали про войну, про Великую Победу от бабушек, дедушек, учителей и ваших родителей. Результатом работы стало ваше участие в заочном этапе викторины. Лучшие знатоки истории Отечества приглашены сегодня на муниципальную игру «Знаешь ли ты историю Отечества?»

Разрешите представить участников сегодняшней игры.

Представление игроков

Уважаемые юные знатоки истории!

Позвольте ознакомить вас с правилами нашей игры – викторины.

Будет три тура, в которых прозвучат вопросы.

За 30 секунд вы должны найти верный ответ.

Кто дает правильный ответ, тот игрок получает звезду, которую приклеивает на праздничный салют.

По итогам нашей игры, будет наглядно видно, чей салют самый яркий и праздничный. После трех туров пройдет финал, в котором примут участие самые умнейшие знатоки истории Отечества.

Итак, внимание, игра «Знаешь ли ты своё Отечество» начинается!

Первый тур . (Звучит музыка).

1 тур.

За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

Города-герои - почётное звание, которого удостоены 12 городов в СССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945.

ГОРОДА:(на слайде города герои)

1. Ленинград (ныне Санкт-Петербург)
2. Одесса
3. Севастополь
4. Волгоград (бывш.Сталинград)
5. Мурманск
6. Брест.
Сейчас я зачитываю информацию про города, вы внимательно слушаете, думайте о каком городе – герое идет речь и поднимаете ту цифру, рядом с которой написан этот город на слайде.

Вопросы про города - герои:

1.Это город за время этой битвы был разрушен до основания. После разгрома фашистских войск в городе осталось несколько строений. Весь город после войны отстраивали заново. Но как память об этой страшной войне оставили 2 здания (руины мельницы и “дом Павлова”). Ведь за обычный жилой дом взвод лейтенанта Павлова сражался много дней.

Ответ: 4 - ВОЛГОГРАД (бывший СТАЛИНГРАД)

2.Немецко-фашистский вермахт большое значение придавал морским путям в Заполярье. Через порты Северной Норвегии в Германию доставлялось стратегическое сырье, шло снабжение немецкой горной армии. Гитлеровскому командованию победа в Заполярье представлялась легкой. Здесь не было наших войск, специально обученных для ведения боя в гористой местности. Молодой северный флот только становился на ноги. Но жители этого города защищали свой город.

Правильный ответ: 5 - МУРМАНСК.

3.Город́а-геро́и - почётное звание, которого удостоены 12 городов в СССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Кроме того, одному из городов присвоено звание город - крепость.

Ответ: 6 - это город БРЕСТ.

4.Этот город получил звание города-героя за мужество, которое проявили его защитники во время блокады. Несмотря на жесточайший голод, суровые зимы и постоянные артобстрелы, жители города продержались 900 дней и не сдались.

Ответ: 1 - ЭТО ГОРОД ЛЕНИНГРАД.

2- ой слайд.

Хорошо известно определение Урала Александра Трифоновича Твардовского - «опорный край державы». Но крепость этой опоры не в уральских горах, не в металлургических и машиностроительных заводах, а в людях особой закалки – уральцах. На разных фронтах, в разных войсках сражались Ирбитчане – Герои Советского Союза.

Уважаемые знатоки, сейчас я зачитаю отрывки из биографии героев, вам нужно решить, о ком идет речь и поднять соответствующую цифру.

Вопрос на слайде №3 Герои Советского Союза Ирбитского района

    Речкалов Григорий Андреевич

    Азев Михаил Ефимович

    Спицын Спиридон Матвеевич

    Елохин Аггей Александрович

    Ожиганов Иван Алексеевич

    Демин Александр Фёдорович.

1. Родился в деревне Худяковой Ирбитского уезда в семье – крестьянина – бедняка. Окончил Свердловский аэроклуб и школу военных летчиков. В Великой Отечественной войне участвовал с первого до последнего дня. Правильный ответ под цифрой 1 - Григорий Андреевич.

2.«….Утром 23 марта 1943 года гитлеровцы пошли в атаку. Из района Большой балки двигался мотомеханизированный полк пехоты в 40 танков. Весь день продолжался бой. Вражеская атака была отбита. Наш земляк – герой погиб в этом бою.»

Правильный ответ под цифрой 6 - Демин Александр Федорович.

3. Родился в семье крестьянина-бедняка. В 1935 году приехал на жительство в деревню Буланову, Ирбитского района Работал в колхозе кузнецом. Трижды ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 23 октября 1943 года за подвиг, совершенный при форсировании Днепра. После демобилизации из Советской Армии вернулся в деревню Буланову. Работал в совхозе « Ирбитский ».

Правильный ответ под цифрой 5 - Ожиганов Иван Алексеевич

4. Родился в селе Знаменском Ирбитского уезда в семье крестьянина-бедняка. В Великой Отечественной войне участвовал с июля 1941 года. Был командиром эскадрильи и заместителем командира 69-го истребительного авиационного полка. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 февраля 1942 года. Погиб в воздушном бою над Харьковом 23 июня 1942 года. Правильный ответ под цифрой 4 - Елохин Аггей Александрович.

А теперь давайте немного отдохнем и послушаем музыку песен военных лет.

На слайде песни :

1. Священная война.

2. Катюша

3. В землянке

4. Синий платочек

5.Смуглянка

6.Темная ночь

Это песни военных лет, которые прошли сквозь огонь Великой Отечественной войны и продолжают жить в наши дни. Прослушав рассказ о военных песнях, мы можем узнать о том, что именно делали люди в тот, или иной момент жизни. О том, что они чувствовали и переживали, чему радовались и печалились, что их трогало и волновало. История песен – часть истории нашей Родины, этапы большого пути.

Для вас звучит музыка, и вы должны определить пеню.

А название песен для вас на экране. Приготовились, слушаем:

1-ая песня звучит (В ЗЕМЛЯНКЕ) Правильный ответ №3.

Одна из самых лирических песен военных лет песня «В землянке» , «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни.

2- ая песня (Священная война) Правильный ответ №1.
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была
«Священная война» . Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа.

3- я песня (Темная ночь) Правильный ответ №6.

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

4-ая «Смуглянка» Правильный ответ №5.

В 40 году поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества.

Уважаемые юные знатоки истории Отечества!

Сейчас объявляю окончание 1 тура, прошу вас наклеить на салют заработанные звезды. Ну и всех вас мы приглашаем во второй тур.

ВТОРОЙ ТУР.

Умники и умницы, для вас новое задание «Кроссворд».

За каждое верное слово в кроссворде участники получают по одному баллу. У вас есть возможность заработать целых 8 баллов, которые мы переведем в звезды.

ПО горизонтали:

3. Город, выдержавший многодневную фашистскую осаду.

4. Летчик, совершивший ночной таран над Москвой в августе 1941 года.

5. Путь жизни по Ладожскому озеру к Ленинграду.

7. Территория страны, находящаяся за пределами военных действий.

8. На берегах этой реки советские войска взяли в кольцо немецкую армию Паулюса.
По вертикали:

1. Город, прославившийся обороной крепости.

2. Народные мстители, скрывавшиеся в лесах.

6. Дом правительства в Германии.

Звучит музыка, участники решают кроссворд.

Время закончилось.

Работы ребята сдаем кроссворды в жюри. Жюри проверяет.

Уважаемые знатоки, мы приглашаем вас в третий тур нашей игры.

Третий тур игры .

В этом году наша Свердловская область отпраздновала свой 80 – летний юбилей своего образования.

Этой дате посвящен 3- ий блок вопросов.

1. Что символизирует белый цвет флага Свердловской области?

1) чистоту и мудрость

2) постоянство, преданность и мир

3) процветание и стабильность

4) обновление жизни

2) Что символизирует синий цвет флага Свердловской области?

1) постоянство, преданность и мир

2) процветание и стабильность

3) чистоту и мудрость

3) Какой зверь изображен в центре герба Свердловской области?

1) медведь

2) хорёк

3) соболь

4) белый медведь

4. Кто на данный момент является губернатором Свердловской области?

1) Эдуард Россель

2) Евгений Куйвашев

3) Евгений Ройзман

4) Александр Мишарин

5.) На что указывают узкие белая и зеленая полосы флага Свердловской области?

1) на Средний Урал

2) на Северный Урал

3) на цвета исторического герба Екатеринбурга

4) на подземные металлы и самоцветы

Слово жюри (объявляются результаты второго тура, выдаются звезды, приклеиваются за два тура).

А сейчас, уважаемые знатоки, давайте вместе с вами посчитаем ваши звездные салюты.

(подводится общий итог игры)

Итак, по результатам трёх туров, в финал игры выходят:

№ ………………………………………………………………

№…………………………………………………………………

№……………………………………………………………….

№………………………………………………………………

Давайте поздравим финалистов громкими аплодисментами.

А сейчас последний решающий тур для финалистов.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Вы должны составить новые слова из букв, которые входят в слова Свердловская область. (пишут)

Ребята, вы по очереди зачитываете слова, которые у вас получились, главное условие – не повторяться.

(Говорят слова)

Слово жюри.

(дополнительный вопрос)

Назовите дату образования Свердловской области.

Итак, абсолютным победителем нашей игры, становится…………………

Ему вручается ГРАМОТА, а так же приз.

Аплодисменты.

На этом наша игра закончилась. Всем большое спасибо.

Интеллектуальная игра «Исторические портреты. Эпоха Смутного времени». Конспект


3. Теперь делим каждый двойной лист пополам: на одного учащегося – по одному листу.


4. По длине каждого листа делаем 7 отметок. Расстояние между отметками – 5 клеток.


5. Разрезаем тетрадный лист на 8 полосок-листочков (одна полоска получается лишней, ее откладываем в сторону).


6. Для класса, состоящего из 20 учащихся, надо изготовить всего 140 листочков. В начале игры раздаем эти листочки учащимся (по 7 штук каждому) и просим их подписать полоски так, как это показано ниже: слева пишется фамилия учащегося, ставится косая линия, а пространство справа остается чистым – оно предназначено для записи ответа.


7. Во время игры учащиеся придвигают к себе по одному листочку и после прочтения подсказки (первой, второй или третьей) записывают ответ (имя исторической личности) в правой части полоски.


8. Записав ответ, учащийся быстро сгибает листочек пополам (чернилами внутрь) и поднимает руку, чтобы передать ответ учителю.


9. В целях избегания путаницы при оценивании ответов, сделанных после разных подсказок, рекомендую учителям группировать листочки по трем стопкам: первая стопка – ответы, сделанные после первой подсказки (3 балла), вторая стопка – ответы, сделанные после второй подсказки (2 балла), третья стопка – ответы, сделанные после третьей подсказки (1 балл). Неправильные ответы в любой из стопок оцениваются в 0 баллов.


Надеюсь, я смог доходчиво объяснить принципы и особенности игрового процесса. А теперь, собственно, портретные подсказки – 7 исторических деятелей эпохи Смутного времени.
Исторические портреты
Портрет первый: Борис Годунов
1. Он происходил из старого боярского рода. При Иване Грозном служил опричником, женился на дочери Малюты Скуратова, а свою сестру выдал замуж за одного из сыновей царя.
2. При его непосредственном участии в 1589 году был избран первый русский патриарх, развернулось строительство крепостей и монастырей, был сооружен первый водопровод.
3. После пресечения династии Рюриковичей он в 1598 году был избран Земским собором на царство. Семь лет спустя он неожиданно для всех умер, его сын Федор убит, а в России началось правление самозванцев.
Портрет второй: Прокопий Ляпунов
1. Он происходил из старого дворянского рода. Борис Годунов не доверял ему и, как оказалось, совсем не случайно. Сразу после смерти царя он перешел со своим отрядом на службу к Лжедмитрию I, а после убийства последнего примкнул к движению Болотникова.
2. Испугавшись растущей мощи народного движения, он предал Болотникова и перешел на службу к Василию Шуйскому, которого прежде считал царем «без воли всей земли». Но и ему он служил недолго. В 1610 году он участвовал в свержении Василия Шуйского.
3. Какой бы сложной и противоречивой личностью он ни был, в отечественной истории он остался, прежде всего, как организатор и руководитель Первого (Рязанского) ополчения, созданного для освобождения Москвы от польских захватчиков.
Портрет третий: Федор Мстиславский
1. Он принадлежал к старинному княжескому роду, став его последним представителем. Участвовал в многочисленных военных походах. В 1604 году возглавлял войско в борьбе с Лжедмитрием I
2. Являясь членом Боярской думы на протяжении многих лет, он был не только самым знатным ее представителем, но и получал самое большое жалованье в русском государстве – 1200 рублей в год.
3. Три раза он отказывался от выдвижения на царский трон (1598, 1606, 1610). После свержения Василия Шуйского возглавил «Семибоярщину» и предложил польскому королевичу Владиславу стать русским царем.
Портрет четвертый: Иван Сусанин
1. Он был человеком самого простого звания. О жизни его почти ничего не известно, даже отчество его мы не знаем. Родился он в деревне Деревнище (другое название Деревенька), а жил в находившемся неподалеку селе Домнино Костромского уезда.
2. По одним данным он был обычным крепостным дворян Шестовых, по другим – являлся вотчинным старостой в селе Домнино, благодаря чему пользовался уважением среди крестьян и прекрасно знал окрестные места.
3. В литературе встречается несколько версий, описывающих его подвиг. Согласно самой распространенной из них, зимой 1613 года он был взят в качестве проводника польским отрядом, направлявшимся в село Домино – местопребывание юного царя Михаила Федоровича, которого интервенты хотели взять в плен. Согласившись показать дорогу до села, староста завел поляков в непроходимое болото, где погиб сам, но и погубил непрошеных гостей.
Портрет пятый: Кузьма Минин
1. Его точное происхождение до сих пор неизвестно. Предположительно он был сыном солеварщика. С ранних лет он привык трудиться и достаточно рано обзавелся собственным делом. В 1611 году он был избран земским старостой.
2. После неудачи Первого ополчения он обратился к жителям Нижнего Новгорода со знаменитым призывом «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!» В короткие сроки были собраны большие средства, которые были потрачены на организацию нового ополчения.
3. Во Втором ополчении он ведал сбором денег, обеспечением войска и всеми хозяйственными вопросами. Военным руководителям ополчения по его совету был выбран князь Дмитрий Пожарский. Вместе с ним он и остался в памяти народной как организатор освобождения Москвы.
Портрет шестой: Патриарх Гермоген
1. Он родился в один год с Иваном Грозным – в 1530 году и события Смутного времени встретил уже глубоким стариком. В царствование Лжедмитрия I он был приближен ко двору, но из-за несовпадения взглядов с царем вскоре был отправлен в ссылку.
2. После свержения самозванца, царь Василий Шуйский призвал его в Москву. В 1606 году произошло самое важное событие в его жизни, благодаря которому он получил большое влияние на народ. Являясь приверженцем Василия Шуйского, он проклял всех участников крестьянского восстания Болотникова и объявил их еретиками.
3. После свержения Василия Шуйского он пытался организовать выборы нового русского царя, но, потерпев неудачу, согласился признать монархом польского королевича Владислава при условии, что последний примет православную веру. За отказ от сотрудничества с поляками, он был заключен в Чудов монастырь, где и умер от голода.
Портрет седьмой: Лжедмитрий II
1. Его настоящее имя неизвестно. Происхождение окутано тайной. По одним сведениям он был поповским сыном Матвеем Веревкиным, по другим – сыном стародубского стрельца. Третьи утверждали, что он сын еврея из города Шклова, а четвертые, что сын князя Курбского. Но настоящих доказательств в пользу той или иной версии не существует.
2. Появившись из ниоткуда, он очень быстро собрал большое войско, состоящее из польских отрядов и казаков, служилых людей и остатков болотниковского войска. Ему стали присягать на верность русские города. Летом 1608 года он подошел к Москве.
3. В историю он вошел под именем «тушинский вор»: в честь подмосковного села Тушино, где обосновалось его войско. Однако овладеть Москвой это разношерстное полчище так и не смогло. Спустя два года русско-шведское войско заставило отступить «тушинцев», а спустя еще несколько месяцев был убит сам «тушинский вор», настоящее имя которого так и осталось неизвестным.
ПС. Я планирую подготовить конспекты игры "Исторические портреты" по всему курсу российской истории за 7 класс. За темой "Эпоха Смутного времени" последуют "Бунташный век", "Эпоха петровских реформ", "Эпоха дворцовых переворотов".

Интеллектуальная игра «По страницам истории»

Цели:
-
актуализировать знания учащихся об истории Великой Отечественной войны.
- развивать логическое мышление, формировать навыки командной работы;
- воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой

И глаза молодых ребят

С фотографий увядших глядят

Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашей страны. Она своим дыханием коснулась каждого жителя нашей Родины. И забыть об этом нельзя. В этом году совсем недавно мы отметили 70-ю годовщину снятия блокады Ленинграда, не так давно была очередная годовщина победы в Сталинградской битве. И сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать как хорошо помним историю этой войны.

А теперь мы начинаем игру. Игра будет состоять из четырех этапов, на каждом из которых вам нужно будет выполнять определенные задания. Особо хотим отметить следующее – любые споры с организаторами запрещены и будут наказываться дисквалификацией команды. Но по окончании игры командам будет дана возможность подать апелляцию. Как это сделать, мы скажем в конце игры.

Первый этап. Своя игра

На первом этапе мы будем играть в аналог телевизионной программы «Своя игра». На экране вы видите таблицу, в которой даны темы. В каждой теме вы по пять вопросов разной стоимости, которая также указана в таблице. Команды будут выбирать вопросы в порядке, в котором они зарегистрировались на игру. После того как вопрос выбран, он озвучивается и у всех команд есть минута, чтобы подумать над ответом. Ответ записывается на листочках, лежащих у вас на столе. На каждом листочке подпишите название команды. Анонимные ответы не принимаются. Команда, которая выбирала вопрос, также думает минуту, но затем отвечает устно. За правильный ответ дается количество баллов равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команды не получают баллов, а команда выбравшая вопрос теряет количество баллов, равное стоимости вопроса. Все команды выберут по два вопроса.

(Задаются вопросы, параллельно высвечивающиеся на экране)

Темы/Баллы

Оружие победы

Катюша (БМ-13)

Винтовка Мосина (трехлинейка)

Священная война

День Победы

Землянка

Последний бой

Персоналии

И.В. Сталин

Н.Ф. Ватутин

А.И. Попов

Я.Ф. Павлов

М.В. Паникаха

Названия

Ни шагу назад

Могила Неизвестного солдата

Нюрнбергский процесс

Молодая гвардия

Зверобои

Великие сражения

Прохоровское

Сталинград

Ленинград

Сталинградская

Второй этап. Травести:

Переходим ко второму этапу. Он называется «Травести». Травести – это такое актерское амплуа, когда актер играет роль противоположного пола или ребенка, то есть переодевается. А вы сейчас будете разоблачать переодетые слова!

Вам сейчас раздадут задания. Это будет фрагмент текста, рассказывающего об известном историческом событии. Но несколько слов – имена и названия – заменены. Замененные слова выписаны отдельно ниже. Вам нужно разгадать какие же слова были вместо них на самом деле. Количество слов и их форма должна совпадать. Если на пример в тексте написано царь Глузд IV Узурпатор, то и в ответе должно быть написано имя царя в той же форме, например Иван IV Грозный. На выполнение задания у вас 5 минут.

Граждане и гражданки Человеческого Содружества !

Человеческое правительство и его глава господин Серебрянин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 9 часов вечера , без предъявления каких-либо претензий к Человеческому Содружеству , без объявления войны, инопланетные войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города….

Человеческое содружество -

господин Серебрянин -

в 9 часов вечера -

инопланетные-

Сегодня, 8 февраля , в 24 часа столица нашей Родины Дориат будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Нарготронд и Гондолин , двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий.

За отличные наступательные действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в операциях по освобождению Нарготронда и Гондолина .

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины!

Смерть ангбандским оккупантам!

Дориат –

Нарготронд –

Гондолин –

Ангбандские –

3 хеллона 2323 года в Вавилоне представителями ассирийского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции ассирийских вооруженных сил. Грандиозная Патриотическая битва , которую вел хеттский народ против захватчиков, победоносно завершена. Ассирия полностью разгромлена. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

3 хеллона 2323 года –

Вавилон –

Ассирия –

Грандиозная Патриотическая битва –

Хеттский

Третий этап. Конкурс капитанов

    Какая битва считается самой кровопролитной в истории? (Сталинградская)

    Как называется медаль, которой награждали Герою Советского Союза. (Золотая Звезда)

    Назовите имя-отчество маршала Жукова (Георгий Константинович)

    Самый большой концлагерь (Освенцим)

    Немецкий фельдмаршал, сдавшийся в плен Красной Армии (Паулюс)

    Эта девочка во время жизни в блокадном Ленинграде вела дневник, в котором всего 9 страниц (Таня Савичева)

    Какая битва стала завершением коренного перелома в Великой Отечественной войне? (Курская

    Кто во время войны обратился к гражданам СССР со словами «Братья и сестры …»? (Сталин)

    Какое название получил план войны против СССР, разработанный немецким командованием (план Барбаросса)

    Как называли дорогу, связывавшую Ленинград со страной и проходившую по льду Ладожского озера? (Дорога жизни)

Подведение итогов.
- Итак, наша игра окончена и пока жюри подводит итоги, команды могут подавать апелляции. Есть желающие? Апелляция подается следующим образом. Вы пишите о том, что по вашему мнению было неверно, почему вы так считаете и как вы предлагаете это исправить. Если апелляция логична и обоснована, то она будет принята. А теперь несколько слов о наиболее интересных или веселых ответах поступивших жюри (если будут таковые).

Объявление результатов игры.