Конспект игры–фантазии в блоке совместной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие по следам Кляксы. Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников Игра фантазирование что будет если

Сюжетная игра. Игра-фантазирование

Автор: Светлова Наталья Николаевна,
Воспитатель в МБОУ "Золотухская основная общеобразовательная школа", п. Золотуха

Составляем рассказ (сказку, историю, происшествие) по картинке. Занятие для детей 5-7 лет

Цели: развивать творческие способности детей,обогащение эмоциональной жизни детей
Задачи: умение комбинировать предложенные самим ребёнком и другими участниками события в общем сюжете игры; формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является играющим партнёром; самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для неё.
Вводная часть.
К пяти годам у детей сформированы условно-предметный и ролевой способы построения сюжетной игры.Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование.Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество,обогащает эмоциональную жизнь детей.В такой игре необходимоуметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Сюжетной игре не свойственно жёсткое следование плану. В этом проявляются её специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Общий сюжет складывается из предложений участников в процессе игры.
Более сложный способ построения игры - совместное сюжетосложение , протекающая в чисто словесном плане.Такие игры позволяют взрослому, будучи партнёром детей, ненавязчиво стимулировать ихк комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.Наиболее удобными для таких занятий являются сюжеты волшебных сказок, имеющих общую сюжетную схему и последовательность событий:
1- обнаруживается желание иметь какой-то объект(или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается(или уходит сам) за ним;
2 - герой встречается с "дарителем" (обладателем)волшебного средства и для его получения проходит испытание (на доброту, смекалку, ловкость, находчивость и.п.) ;
3- герой получает от "дарителя" волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый объект;
4- герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);
5- герой побеждает противника и получает искомый объект;
6- герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

Приведённая схема преобразования сказок нужна воспитателю, чтобы развёртывать игру-придумывание и изменить знакомый сюжет.
Ход занятия: импровизация - сотворчество. Продолжительность не более 10-15 минут
Воспитатель обращается к детям: Какую сказку больше всего любите?
Дети отвечают, например: "Волк и семеро козлят".
Выбираем героя на одной из предложенных картинок (Козу - символ этого года) и начинаем фантазировать. Дети поочерёдно вносят свои предложения,начинают развёртывать сюжет. И вот что в результате получилось.

Коза и семеро козлят в цирке

Жила-была коза.
- И звали её Дэлька.
- Почему Дэлька?
- Потому что она была очень стройная и её ещё называли Дэлька-Моделька.
- И было у этой Дэльки-Модельки семеро козлят.
- Они были такие хорошенькие! Сильные, ловкие, послушные дети.
- А звали их: Шустрик, Прыгунчик, Красавка, Зорька, Ромашка, Звёздочка и Малыш.
- Большая семейка у этой козы...
- Три мальчика...
- Да четыре девочки.

Старшие приглядывали за малышами.
- Козлята почти не ссорились, лишь иногда начинали бодаться рожками друг с дружкой, чтобы узнать, у кого эти рожки крепче...
- Они каждый день гуляли на лугу, любовались красивыми цветами...
- Гонялись вприпрыжку за стрекозами и бабочками,
- Или наблюдали, как по небу плывут пушистые облака,
- Или любовались яркой радугой,
- Которая вдруг повисла коромыслом над рекой после тёплого дождика!
- А в это время мама Дэлька паслась неподалёку на зелёной и сочной травке.
- После того, как Волк попытался обмануть козлят, мама Дэлька не оставляла своих детей без присмотра, и всегда торопилась вернуться домой,
- Чтобы принести своим деткам молочка.
- Молочко козлята очень любили.
- Ведь оно такое полезное и очень вкусное!
- Так они и жили - дружно и счастливо.
- Однажды почтальон...
- Галчонок?
- Да, Галчонок, принёс козе с козлятами приглашение в цирк.
- Вот радости было! Еле дождались козлята, когда наступит этот день.
- И этот день наступил!
- В цирке яблоку негде было упасть - все места заняты.
- Козлята нашли свои места и стали с нетерпением посматривать на арену...
- Тут заиграла бравурная музыка,
- И появились весёлые клоуны -
- Обезьянки!
- Они ловко прыгали и скакали, строили смешные рожицы, карабкались под самый купол цирка и -
- Делали вид, что вот-вот сорвутся,
-Зрители вскрикивали: "Ох!",
- Но ловкие артисты уже весело показывали свои другие трюки.
- Бурый медведь катался на велосипеде,
- Цапля задумчиво стояла на одной ноге и ей это было не трудно.
- Попугай- большой и разноцветный - громко считал от одного до десяти, и приговаривал:
- Я хоррроший! Кррасивый! Нарррядный!
- Всем было весело и празднично!
- И тут вышел на арену Волк.
- Волк, мы тебя знаем! - закричали радостно козлята.
- Это ты приходил к нам, когда мамы не было дома. Ты напугал нас...
- А Волк смотрел печально на публику и виновато молчал.
- Скажи нам что-нибудь, Серый, - стали кричать взрослые и дети.
- Тебе стыдно за свой поступок?
- А волк молчал и лапой показывал на своё горло...
- Он не мог говорить, потому что у него болело горло,
- И уйти Волк тоже не мог, потому что за плохое поведение его обязали по выходным работать в цирке:
- Петь песни - протяжные и жалостные и рассказывать весёлые истории для публики...
- Но когда болит горло, невозможно петь песни, и разговаривать не хочется, -
Сказала мама Дэлька.
- Ой, как хорошо, что я прихватила с собой кувшинчик парного молока. Давайте отнесём Волку гостинец. От молочка горлышко у него и поправится,
- Сказала мама козлятам, и они подошли к Волку и угостили его молочком.
- Волк улыбнулся и сказал:
- Спасибо вам, ребята. Вы такие добрые и хорошие.
- И я хочу с вами дружить...
- Ура! - закричали козлята, а мама Дэлька погладила Волка по голове и сказала:
- Приходи к нам в гости, когда тебе будет одиноко.
- Спасибо, - сказал Волк. Я больше не буду безобразничать...
Тут и сказочки конец. А кто слушал, молодец!

Ольга Филатова
«Веселые фантазии». Игры для развития фантазии и словесного творчества у детей дошкольного возраста

«Веселые фантазии » (игры , при помощи которых можно развивать фантазию , а также словесное творчество у детей дошкольного возраста .

Хочу начать свое выступление словами А . Эйнштейна "Без воображения нет соображения".

Дошкольник в силу своей возрастной специфики является искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Развивать воображение и фантазию необходимо с самого раннего детства.

Что такое воображение и фантазия ? (ответы педагогов)

Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания.

Чем отличается фантазия от воображения ?

Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Например : Буратино, Оловянный солдатик, Кот в сапогах - это фантастические образы .

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Если ребенок овладел связной устной речью, развитием фантазии , воображения и способностью к литературному творчеству , то можно сказать, что он уже вполне качественно подготовлен к школе.

Как развивать у детей фантазию и воображение ?

Есть три закона развития творческого воображения :

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение.Отсюда следствие : надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком .

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования . И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать " свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством .

Среди современных инноваций в дошкольном образовании следует использовать именно те методики и технологии, которые не только приносят результат, но и увлекательны для ребят. Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества . Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похвалить.

Малыши подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться! Получая удовольствие от игры , они быстрее овладеют умением фантазировать ! А потом умением воображать! А потом и рационально мыслить! Чем больше вы будете с ребенком играть и заниматься, тем лучше ребенок будет развиваться ! Кто не изобрел велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Пусть дети «изобретают свои велосипеды» .

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Веселые фантазии » . Цель, которого знакомство с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества .

Какие игры можно проводить с детьми :

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно : способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы 2 команды)

О чем думает мебель? (Ответы 3 команды)

Игра «Веселые рифмы »

Подберите к словам рифмы .

Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т. д.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его,по такому плану : Внешний вид. Где живет? Чем питается?

Игра «Как мне повезло»

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

«Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

"Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка) ".

«Обними невиданное животное»

Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать,что бы он хотел подарить : "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д.

Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Хорошей доброй традицией стало в нашем детском саду перед новым годом устраивать конкурс совместного творчества детей и взрослых. Целью.

В октябре в нашем учреждении прошла выставка поделок совместного творчества детей и родителей «Чудо – семена» Это - с носиком пушинки, Это.

Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Проект по экологии «Овощные фантазии» для детей старшего дошкольного возраста. Дети подготовительной группы. Паспорт проекта Авторы проекта: Егорова Татьяна Михайловна,Коновалова Наталья Александровна, воспитатель ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка игры – фантазирования по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки»

Олейник Оксана Павловна.

Воспитатель.

Санкт – Петербург

Введение.

Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей вырастают великие писатели, скульпторы, художники, дизайнеры. Если бы не было фантазии и воображения, то не развивалась бы наука. Без воображения ни один школьник не мог бы усвоить ни одного предмета, так как не умел бы в своей голове оперировать абстрактными понятиями и конструировать образы.

Когда ребёнок рождается, у него ещё нет воображения. Чем старше становится ребёнок, тем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие воображения, тем больше развивается умения фантазировать, способность творить.

При фантазирование ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает её как угодно. При решении реальных задач ребёнок ищет не любое, а реальное, серьёзное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов, со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создаёт новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям ещё трудно фантазировать, не действуя при этом. Чтобы фантазировать, детям надо действовать.

В пять лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.

Как помочь дошкольнику развить своё творческое воображение. Существует множество разнообразных способов. Одно из них игра.

Игра лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Дети должны, как можно больше играть. Игра – особая форма активности, занимающая в жизни ребёнка главное место. Игра отличается от другой любой деятельности именно тем, что в её основе лежит фантазия.

Игры-фантазии содержат в себе элементы других игр. Характерной особенностью игр-фантазий является умение приспосабливать для игр любой предмет: катушку ниток, палочки, верёвочки, носовой платок, ленточка и пр. В играх-фантазиях всякий предмет мгновенно меняет значение: носовой платочек или верёвочка превращается в человечка, обыкновенная бумажная лодочка – в фантастический транспорт, который может передвигаться без воды.

Игра-фантазирование по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки».

Цель: Развитие фантазии, воображения, речевых творческих способностей, побуждение к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

Способствовать развитию игрового сюжета вокруг вымышленного персонажа, развитие воображения.

Развивать у детей творческое мышление, умение находить собственное решение, выдвигать гипотезы.

Активизировать в деятельности пояснительную, оценивающую речь детей

Воспитывать эмоциональную готовность участвовать в различных видах деятельности, готовность к взаимодействию друг с другом, стремление довести начатое до конца.

Реализуемые образовательные области: Социализация,коммуникация.

Интеграция образовательных областей:

Чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, труд.

Используемые материалы: Коробочка с надписью «Сюрприз» (внутри носовой платок), аудио запись песенки «Сюрприз», д\и «Построй дорожку», несколько соединённых вместе листов бумаги формата А4 , краски, вода, кисти для рисования, бумажная лодка, перья, колёса, парус, пряники, подносы, зубочистки, верёвочки.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского и других детских писателей; инсценировка сказок, стихов, диалогов; д/и «Придумай конец истории», «Что было бы, если..»

Этапы формирования совместной деятельности:

Введение в игру.

Появление персонажа.

Путешествие с человечком.

Д/и «Построй дорожку».

Рисование речки.

Конструирование транспортного средства.

Строительство пряничного домика.

Изготовление верёвочных человечков.

Примерный ход игры-фантазирования.

С потолка свешивается коробочка с надписью «Сюрприз»,звучит аудиозапись детской песенки «Сюрприз».

Дети, сегодня у нас необычный день. Потому что нас ожидает…

Дети читают слово, написанное на коробочке.

Что такое сюрприз? – Как вы думаете, какой сюрприз ожидает нас?

Воспитатель снимает коробочку и с детьми рассматривает её содержание – носовой платочек.

Вот наш сюрприз! Вам он нравится? Почему? – Вот если бы мы могли этот платочек оживить, если бы мы с вами были волшебниками. В кого бы мы могли превратить платочек? – Давайте мы его как будто оживим, и у нас получится… (воспитатель делает человечка) – Кто это? – Жил на свете человек Скрюченные ножки. И гулял он целый день По скрюченной дорожке. – Давайте, ребята, проложим человечку дорожку. Какая она должна быть?

Дидактическая игра «Построй дорожку». Перед детьми таблица, состоящая из одноцветных геометрических фигур. Детям предлагается фишками закрыть только определённые фигуры (например, трапеции).

У нас получилась хорошая скрюченная дорожка, по которой пройдёт наш человечек, а мы ему поможем.

Жил на свете человек Скрюченные ножки. И гулял он целый день По скрюченной дорожке. А за скрюченной рекой…

Что должно быть у нас после скрюченной дорожки? Как сделать скрюченную речку?

Дети в конце дорожки замечают краски, кисти, бумагу. Начинают рисовать реку.

Чудесная у нас получилась река. Но мне показалось, что наш человечек взгрустнул. Как вы думаете почему? – Как же ему перебраться через реку? – Для постройки моста у нас ничего нет. Что можно ещё придумать?

Дети замечают у речки мешок с надписью «Возьми меня», достают из него бумажную лодку, перья, колёса, парус. Выслушать предложения детей.

На лодке перебраться через реку – это слишком просто. Мы сегодня с вами немножко волшебники. А у волшебников лодки могут не только плавать, но и…(летать) – Как сделать летающую лодку? Прикрепляем перья. – Получилась летающая лодка. А вдруг погода нелётная? А если, после засухи, река обмелела или её вообще не стало? Прикрепляем колёса.

У нас получился настоящий летающий транспорт, очень необычный. А если к нему прикрепить парус (крепим парус), да всем дружно на парус подуть (все дуют на парус), то лодка у нас ещё и двигаться сама будет.

У необычного транспорта и название должно быть необычное. Это у нас и лодка, и автомобиль, и парусник, да ещё и летать может. Какое название мы придумаем нашему транспортному средству.

Выслушать варианты детей.

Теперь наш автолодолёт готов отправиться в путь через реку. Дружно подуем, ещё раз и переправимся. «А за скрюченной рекой..» Что же может быть за скрюченной рекой? Куда спешит наш человечек?

Конечно, всем на свете нужен дом и нашему человечку тоже. Но дома, то нет. Что же делать?

Правильно, дом нужно построить. Но из чего? Человечек у нас необыкновенный и домик у него должен быть необычный. Из чего может быть дом?

Дети замечают сюрпризную коробку с надписью «открой меня» и находят в ней пряники и зубочистки.

Из чего мы построим дом?

Дети моют руки, а затем начинают строить домик, скрепляя пряники между собой с помощью зубочисток.

У нас получился великолепный, необыкновенный и вкусный домик для скрюченного человечка. Как вы думаете,ему в нём понравится?

Что хорошего в этом домике?

А что плохого?

Ребята, мы всё предусмотрели, но забыли что-то очень важное, без чего нашему человечку будет грустно. О чём мы забыли?

Каждому человеку, даже необычному, нужны друзья. А какие друзья могут быть у нашего человечка?

Давайте, мы их смастерим из верёвочек.

Дети по показу воспитателя мастерят человечков, затем придумывают им имена, рассказывают об их характере, увлечениях, разыгрывают диалоги между человечками.

Список литературы:

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

Кравцова Е. Е. «Разбудим в ребёнке волшебника».

Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей».

«Игра» - фантазирование с использованием поделок из бросового материала.

Актуальность проблемы. Жизнь современного дошкольника достаточно заполнена телевидением, компьютером. Но крайне недостаточно - игрой, общением со взрослыми и сверстниками, интересной совместной деятельностью.

Как воспитывать, обучать и развивать малыша, чтобы это соответствовало его природе, уникальным возрастным и индивидуальным особенностям.

Ответ на этот вопрос можно получить в содержательной досуговой деятельности.

Досуг - сложное социальное явление, вид деятельности, где интегрируются самообразование, творчество, отдых и развлечение и, конечно, игра.

Общеизвестно, что сущность жизни ребенка - дошкольника проявляется в игре. Важное дело для воспитателя - выбрать материал для игры. Педагоги, занимающиеся исследованием детских игр, отмечают, что игрушками для ребенка являются детские работы, одухотворенные творчеством. Замечено, что дошкольники собирают и хранят, как сокровища, все ненужные вещи: пустые коробки, пуговицы, пробки. Так называемый, «бросовый» материал дает детям чувство свободы и независимости от взрослого, т.к. никто не жалеет эти ненужные вещи, не запрещает ими пользоваться. Этот материал пригоден для создания детьми своих собственных игрушек, удовлетворяет потребности детей в творчестве.

Обыгрывание игрушек - самоделок уместно в совместно придуманной
игре-фантазировании. Игра-придумывание позволяет взрослому, будучи
партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их

творческое воображение, развивать связную речь.

Игра-фантазирование, по мнению Д.П.Н. Н.Я. Михайленко, К.П.Н. Н.А. Коротковой способствует формированию монологической речи дошкольников, а именно - овладению детьми самым сложным ее видом -творческим рассказом. Этот вид игры расковывает воображение детей, развивает речевые умения и навыки в области сочинения, придумывания историей, рассказов, сказок. Желание придумывать историю или сказку, героем которой является игрушка- самоделка побуждает ребенка подобрать нужные слова, грамматически оформить их в связные высказывание, ясно, четко, интонационно выразительно рассказать слушателям, чтобы вовлечь их в игру. Для этого нужно владеть хорошо развитой монологической речью, что на сегодня является скорее исключением, чем правилом для дошкольника.

В этом также прослеживается актуальность темы проекта.

Таким образом, интеграция конструирования с игровой деятельностью обеспечения разностороннее развитие ребенка, а именно: развитие речи и познавательной деятельности с проявлениями творчества, формирование коммуникативных умений и навыков, социальных отношений, эмоциональной сферы, что заложит основы успешности обучения в школе.

Пошаговая технология формирования знаний, умений, навыков детей и развития творческих способностей:

1 шаг. Образовательный цель: обеспечить мотивационную основу для занятия детей конструированием из «бросового» материала как содержательным досугом, познакомить с содержанием работы, игровым персоналом.

2 шаг. «Кладовая материалов». Образовательная цель: первичное знакомство с многообразием «Бросового» материала, правилами его складирования и утилизации. Организовать

экспериментирование детей с «бросовым» материалом, познакомить с его качествами и свойствами; организовать игры и игровые упражнения на развитие воображения, позволяющие «определить» «бросовый» материал, мысленно увидеть в нем новый предмет.

3 шаг. «Склад инструментов» Образовательная цель: Знакомство с новыми инструментами, правилами их использования в работе с «бросовым» материалом. Уточнить, какие инструменты можно брать самим, какие - только с разрешения взрослого. С помощью игрового персонала провести тренинг «Скорая помощь» (как поступить, если поранил или прищемил палец; где расположена аптечка и пр.)

4 шаг.

«Замысел и чертеж» Образовательная цель: Развитие творческой активности посредством знакомства с альбомами, чертежами, схемами и поделками, изготовленными совместно с родителями.

5 шаг.

И последующие шаги « Обсуждаем! Познаем! Думаем! Творим! Играем!» Организация содержательной досуговой деятельности детей в детском саду и семье


«Несуществующее животное»

Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "

«Выдумай историю»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной. Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?

«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

«Рисунки с продолжением»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

«Новое назначение предмета»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.

Игра «На что похожи облака?»

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.

Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.

Игра «Портрет заговорил».

Цель. Продолжить знакомство с детскими портретами, учить составлять связный рассказ.

Ход. Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе

Игра «Угадай настроение».

Цель. Учить описывать настроение человека по выражению лица.

Ход. Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.

Игра. «Отгадай и обойди».

Цель. Научить детей определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования - обойди этот предмет.

Ход. Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками (если объёмный - руки как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по плоскости стола.

Игра «Найди недостаток в портрете».

Цель. Учить видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Ход. Детям раздаются изображения одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей). Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.

Игра « Составь натюрморт».

Цель. Закрепить знания детей о натюрмортах.

Ход. 1задание. Детям даются плоскостные изображений неживой и живой природы. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе.

2 задание. Предлагается составить натюрморт из разных предметов (посуда, продукты, цветы, игрушки а также фон для натюрморта). Дети составляют натюрморт, и объясняют, почему они взяли предметы определённого вида, дают название работе.

Игра « Найди картину на палитре».

Цель. Развивать у детей художественное восприятие, умение видеть и анализировать цветовую гамму картины, соотношение его цветовой палитры (холодно, тёплой, контрастной) и находить картину, в которой звучит соответствующее палитре настроение.

Ход.

1-е задание. Воспитатель поочерёдно показывает детям палитры с холодной, тёплой и контрастной гаммой и предлагает найти картины, написанные этими цветосочетаниями. Дети объясняют свой выбор. Игра «Волны».

Ход. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центре круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

Игра. «Игра Шторм».

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей.

Ход. Воспитатель говорит: «Беда тому кораблю, который окажется во время шторма в море: огромные волны грозят перевернуть его, ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы волны. Вы можете радостно гудеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами.

Игра «Чего не стало?».

Цель. Развивать наблюдательность. Внимание.

Ход. Педагог закрывает на картине, какую – то деталь одежды, предмета или сам предмет, а дети должны отгадать чего на картине не стало.

Игра « Скульптор и глина».

Цель. Закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.

Ход. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую – ни будь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.

Игра « Найди эмоцию».

Цель. Учить выделять картины по настроению.

Ход. Воспитатель раздаёт детям пиктограммы с эмоциями и выставляет разные по жанру и настроению репродукции картин, а затем предлагает подобрать к каждой репродукции пиктограмму. Дети обосновывают свой выбор и рассказывают, какие эмоции они испытывают глядя на картину

Игра – упражнение « Опиши соседа»

Цель. Учить внимательно рассматривать человека, давать словесный портрет.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть друг друга внимательно и описать своего соседа. Можно использовать приём рамки: предлагается одному ребёнку взять в руки рамку или обруч, изобразить портрет, а всем остальным описать эту живую картину.

Упражнение. «Волны шторма»

Цель. Научить показывать руками «волны» с разной амплитудой движения: первые волны можно изобразить сидя. Дети вместе с педагогом показывают высоту волн - каждого вала; называют словами « первый вал», « второй вал»…….. «девятый вал».

Перед упражнением рассматривается картина И.Айвазовского «Девятый вал».

Пластический этюд «Алёнушка»

Цель. Продолжать знакомить детей со сказочным жанром живописи. Показывать настроение переданное художником на картине, а также позу и эмоциональное состояние

Ход. По желанию ребёнок изображает позу девушки изображённой на картине и её настроение, и затем предлагает свой вариант её действий дальше.

Игра «Найди в природе яркие и блёклые цвета»

Цель: Учить детей находить цветовые контрасты в окружающей природе, называть их.

Ход. Педагог предлагает подойти всем детям к окну и найти в Пейзаже из окна» яркие и блёклые цвета в предметах, растениях, природных явлениях

Игра по картине «Иду, вижу, рассказываю сам себе».

Цель. Погружение в сюжет картины. Ощущение её деталей как частей целой композиции.

Ход. Начать можно так: Иду я вижу в картине «Рожь» …Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.