Литературная игра-викторина «Кто умнее всех? Сценарий литературной игры «Волшебный мир Шарля Перро» для младших школьников Литературная игра лабиринт для младших школьников.
В игре участвуют 3 команды с любым количеством игроков.
Первой команде предлагается угадать литературного героя: сначала по трем словам, относящимся к произведению, и получить за это 3 балла; если герой не угадан, то — по отрывку из произведения, и получить за это 2 балла; если и после этого герой командой не назван, то его называют зрители или ведущий, а команда получает возможность заработать 1 балл, выполнив задание по карточке, связанное с темой данного произведения. Если же герой был угадан командой, то ведущий предлагает в качестве развлекательного момента выполнить задание по карточке зрителям.
Таким же образом следующего литературного героя угадывает вторая команда, затем третья. После этого в игру снова вступает первая команда, и т. д. В конце игры проводится подсчет баллов, выявляется команда-победитель.
Ведущий . Итак, команда под номером один! Внимание!
Это таинственная героиня, которую ни при каких обстоятельствах нельзя назвать положительным персонажем. (Шамаханская царица)
Слова : девица, шатер, смерть.
Отрывок.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела. (А. Пушкин)
Задание . В «Сказке о золотом петушке» А. Пушкина, откуда родом наша героиня, много волшебного и таинственного, например, сам золотой петушок. А какие еще волшебные предметы, встречающиеся в сказках, вы знаете? Назовите не менее семи предметов. (Клубочек, гусли-самогуды, скатерть- самобранка, зеркальце, блюдечко с яблочком, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.)
Ведущий . В игру вступает вторая команда.
Это юный бесстрашный герой. (Чиполлино.)
Слова: овощи, фрукты, сеньоры.
Отрывок. «Однажды бедную окраину собрался посетить сам правитель страны, принц Лимон. Придворные ужасно беспокоились, не ударит л и луковых запах в нос его высочеству:
— Что скажет принц, когда почувствует запах бедности?» (Д. Родари)
Задание . В сказке Д. Родари «Приключения Чиполлино» героями являются фрукты и овощи.
Отгадайте загадки о некоторых из них.
Я вырос на грядке.
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (Лук)
Долгоножка хвалится:
— Я ли не красавица?
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня)
Полезный, желтый, кислый он —
Называется... (лимон).
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Сладка, сочна,
В форме лампочки она. (Груша)
Ведущий . Слово предоставляется третьей команде.
Это очаровательная и женственная героиня. (Золушка)
Слова: наряд, карета, часы.
Отрывок . «Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке». (Ш. Перро)
Задание . Золушка из сказки Ш. Перро замечательно танцевала на балу. Исполните под музыку энергичный танец, сидя на стуле.
Ведущий. И снова играет первая команда.
Если бы этот герой жил среди нас, ни один учитель не смог бы назвать его прилежным учеником. (Незнайка)
Слова : цветы, малыши, друзья.
Отрывок . «— Почему рано? Уже можно лететь!
— Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом». (Н. Носов)
Задание. Найти ошибки в словах, которые сочинил Незнайка.
♦ Посмотрите: синий грач
По полю несется вскачь. (Не синий, а черный.)
♦ С треском взламывая лед,
По Нилу ледокол плывет. (На Ниле льда не бывает.)
♦ Дрожит осиновый листок
Даже в слабый ветерок. (Ошибок нет.)
♦ Всем известно, без сомненья:
Карлсон не любил варенья. (Карлсон любил варенье.)
♦ Даже дети это знают:
В песках джунгли утопают. (В джунглях нет песков.)
♦ Яна только сейчас поняла:
Одно и то же — волчок и юла. (Ошибок нет.)
♦ Очень мило сибирская кошка
Вальс играет на русской гармошке. (Кошки не играют на гармошках.)
Ведущий . Игру продолжает команда под номером два.
Это легко узнаваемый герой. (Буратино)
Слова : театр, дерево, обман.
Отрывок . «Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку — колпачком с кисточкой — из старого носка». (А. Толстой)
Задание. Буратино, как известно, большой поклонник театрального искусства. Инсценируйте диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».
. — Сколько тебе лет?
— Скоро восемь, а пока три.
. — А мой папа храпеть умеет!
— А у нас на даче столько пыли!
. — Я сегодня упала и сильно ушиблась.
— Плакала?
— Почему?
— А никто не видал.
. — Я выйду замуж за Вову, у него красивый костюмчик, и за Петю тоже: он подарил мне копеечку.
— А как же Леша? Ведь у него столько игрушек!
— Что ж, придется мне и за него выходить.
. — Тебя нашли в капусте!
— Разве я был в супе?
. — Не ешь зеленых вишен, умрешь.
— Нет, не умру.
— Видел: вчера хоронили дедушку? Когда он был маленький, он ел зеленые вишни — вот и умер.
. — Что это ты шепчешь собаке?
— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.
. — Я буду доктор, а ты пусть больная. Что у вас болит?
— С вашими глазами случилось воспаление легких.
Ведущий. Играет команда под номером три.
Это очень добрый герой, работник зоопарка. (Крокодил Гена)
Слова: одиночество, дом, дружба.
Отрывок . «А я уже придумал! Надо взять и написать объявления, чтобы они приходили к нам. А когда они будут приходить, мы будем их знакомить между собой.
Эта мысль всем понравилась, и друзья решили сделать так. Они развесят по городу объявления. Каждому, кто будет приходить к ним, они постараются найти товарища». (Э. Успенский)
Задание . Исполнить песню из мультфильма о крокодиле Гене и Чебурашке «Пусть бегут неуклюже...». (Слова Тимофеевского, музыка В. Шаинского.)
Ведущий. Игра вступает в третий круг. Слово первой команде.
Эта героиня — очень коварная особа, влюбленная в себя. (Царица из «Сказки о мертвой царевне...»)
Слова: красота, ревность, преступление.
Отрывок.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива». (А. С. Пушкин)
Задание. Царица могла часами любоваться собой в зеркальце. Покажите, как она с ним разговаривала, используя зеркальце и цитату из сказки:
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
Ведущий. Играет вторая команда.
Этот герой — существо, которое человеком уж точно не назовешь. (Мойдодыр)
Слова: начальник, чистота, вода.
Отрывок.
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок... (К. Чуковский)
Задание . Мойдодыр — яростный сторонник гигиены. Ответьте в быстром темпе на вопросы по теме «Гигиена».
♦ Что представляет собой кривоногий и хромой Мойдодыр? (Умывальник)
♦ Время от времени на помощь длинным волосам приходят... (ножницы).
♦ Какой предмет обязательно должен быть хотя бы в одном кармане? (Носовой платок)
♦ На смену зубному порошку пришла зубная... (паста).
♦ Оно бывает туалетное и хозяйственное. (Мыло)
♦ Помощник мятой одежды. (Утюг)
♦ Если кожа шелушится, помогу я без проблем,
Ведь я ласковый и нежный детский... (крем).
♦ Солнце, воздух и вода — наши лучшие... (друзья).
♦ Куда ходят с березовым веником? (В баню.)
♦ Хлопотун Егорка взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел, оглянулся — чистый пол. (Веник)
Ведущий. Игру завершает третья команда.
Эта героиня — девочка со странным именем. (Красная Шапочка)
Слова : корзинка, лес, подмена.
Отрывок . «Но, по счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.
Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка». (Ш. Перро)
Задание. Пересказать по ролям диалог Красной Шапочки и Волка, переодетого бабушкой.
Ведущий . Жюри подсчитывает количество баллов, и сейчас оно назовет команду-победительницу.
Литературное казино по творчеству Николая Носова «Третий лишний»
Литературная игра для младших школьников
Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: Предлагаю Вашему вниманию литературную игру-викторину по творчеству Николая Носова, в которой надо из трёх вариантов ответа найти один лишний. Игра оформлена в виде презентации. Материал может быть интересен педагогам начальной школы.
Цель: закрепление знаний по рассказам Николая Носова
Задачи:
прививать любовь и интерес к творчеству Николая Носова,
формировать интерес к чтению,
развивать внимание, память,
способствовать умению принимать самостоятельное решение.
Предварительная работа: чтение рассказов Николая Носова, просмотр диафильмов и художественных фильмов по произведениям писателя.
Ход игры:
Игра проходит в форме казино с показом презентации. Объявляется тема игры и знакомство с её правилами.
Правила игры:
Каждый игрок получает по три жетона.
После озвучивания названия рассказа Н. Носова игроки делают свою ставку
в 1 или 2 жетона.
Далее игрокам предлагается вопрос с тремя вариантами ответа. Два из них верные, а третий – лишний.
Игроки показывают карточку с номером своего варианта ответа.
После этого озвучивается правильный ответ.
Если ответ игроком дан правильно, он получает жетоны по количеству ставки, при неверном ответе ставка забирается.
Игрок, набравший больше всех жетонов – победитель игры.
Образец:
На слайде демонстрируется название рассказа. Ребята делают ставку в один или два жетона. Если сомневаются в своих силах – 1, если уверены и хорошо знают содержание рассказа – 2.
«Мишкина каша»
Зачитывается вопрос и варианты ответов.
Пытаясь набрать воды, ребята утопили в колодце
1. Ведро
2. Кастрюлю
3. Чайник
Ребята поднимают сигнальную карточку с вариантом ответа. После этого демонстрируется лишний ответ.
Лишний ответ - кастрюлю
Всем, кто дал верный ответ, выдаются жетоны по количеству ставки. У ребят, давших неверный ответ, жетоны забираются.
«Дружок»
Щенок имел
1. Пятно на лбу
2. Чёрное ухо
3. Рыжую шерсть
Лишний ответ – пятно на лбу
«Бенгальские огни»
Мишка долго не мог выбрать ёлку, потому что они казались ему
1. Лысыми
2. Кривыми
3. Хромыми
Лишний ответ – они казались ему кривыми
«Огородники»
Мальчики сняли самый большой урожай
1. Редиса
2. Помидоров
3. Кабачков
Лишний ответ – редиса
«Телефон»
Из телефонной трубки у мальчиков раздавалось
1. Мычание
2. Хрюканье
3. Жужжание
Лишний ответ – мычание
«Клякса»
Федя пытался стереть свою кляксу
1. Ластиком
2. Платком
3. Рукавом пиджака
Лишний ответ – рукавом пиджака
«Фантазёры»
В ребячьих фантазиях на них нападали
1. Тигр
2. Крокодил
3. Акула
Лишний ответ – тигр
«Находчивость»
Мальчики спрятались
1. Под кроватью
2. За дверью
3. В чулане
Лишний ответ – за дверью
«Живая шляпа»
Для смелости мальчики взяли
1. Швабру
2. Кочергу
3. Лыжную палку
Лишний ответ – швабру
«Шурик у дедушки»
Шурик свою калошу
1. Топил в пруду
2. Прибивал к калитке
3. Бросал в костёр
Лишний ответ – бросал в костёр
«Метро»
Тётя сказала
1. В трёх соснах заблудились
2. Горе луковое
3. Искали рукавицы, а они за поясом
Лишний ответ – горе луковое
«Винтик, Шпунтик и пылесос»
В трубку пылесоса засосало
1. Чулки Растеряйки
2. Часы доктора Пилюлькина
3. Галстук Незнайки
Лишний ответ – галстук Незнайки
«Три охотника»
В их историях за охотниками гнались
1. Кабаны
2. Волки
3. Медведи
Лишний ответ – кабаны
Подведение итогов, награждение победителей.
Презентация на тему: Литературное казино по творчеству Николая Носова «Третий лишний»
Юлия Лесникова
Игра-путешествие для младших школьников «По страницам любимых сказок»
Для детей 9-10 лет
Описание игры :
Игра проходит в стенах библиотеки, в ней принимают участие 2 команды по 10-15 человек. Команды придумывают название, девиз. Стартуют они одновременно, от обозначенного места, в данном случае, книжная выставка. На каждом маршруте им будут задавать вопросы, и кто быстрее проявит смекалку, тот и заработает больше очков.
Оборудование :
Книжная выставка «В волшебной стране… » ;
Коробка с вещами (сапоги, игла в пластмассовом яйце, стрела, яблоко, клубок ниток, зеркало);
Заготовка кроссворда (2 листа, см. приложение) ;
Жетоны (за правильные ответы) .
Действующие лица :
Библиотекарь;
Ученики 8,9-х классов (4 человека)
Сказочные персонажи (кот и лиса, журавль и цапля)
Библиотекарь : Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в книжный дом, в библиотеку. Книги…. Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам , расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны…
Подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Есть замечательные слова о книге : «День, прожитый без книги, - потерянный день» . Я надеюсь, что сегодняшний день не будет для вас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие по страницам любимых сказок .
на заднем фоне звучит музыкальный фрагмент из сказки , библиотекарь читает :
Библиотекарь : Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство - Страна Сказок , Чудес и Волшебства. Прекрасная страна ! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Деревья там самые причудливые, горы - самые высокие, терема - самые расписные, птицы - самые звонкие, а чудища - самые страшные .
Вы готовы отправиться в путь-дороженьку : белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать?
Дорожка предстоит дальняя, а чтобы вы не заблудились, справились с заданиями, помогут вам маршрутные листы.
Старт. Книжная выставка.
Маршрутный лист I «Литературная грамота»
Библиотекарь : Итак, первое задание дам вам я. Задание №1 (команды отвечает поочерёдно, за правильные ответы учащиеся получают жетоны)
1. Все сказки можно разделить на две группы – народные и литературные :
Что значит народные сказки ? (сказки , которые придумывались народом, отсюда и название «народные» )
Что значит литературные сказки ? (лит. сказки бывают авторские и фольклорные, авторские – художественное произведение придуманное писателем, а фольклорные – созданы на основе фольклора, т. е. авторы используют героев заимствованных их народных сказок , легенд)
Каких русских писателей-сказочников знаете ? (Биянки В. В., Заходер Б. В., Бажов П. П. и т. д.)
Каких зарубежных писателей знаете? (Андерсен Г. Х., Гримм, Шарль Перро, и т. д.)
Что общего во всех сказках мира ? (Добро всегда побеждает зло)
2. Какие виды сказок вы знаете , кто в этих сказках главный герой ?
- Сказки о животных (в сказках о животных главные герои – дикие и домашние животные, птицы и рыбы);
- Сказки о волшебстве (в волшебных сказках присутствуют волшебные предметы и образы, совершаются чудеса;
Бытовые сказки (в бытовых сказках происходят чудесные события (работник побеждает чёрта, действует человек, он из народной среды, борется за справедливость; в сказке высмеивается лень , жадность богатых, прославляется ум, смекалка простых людей).
Маршрутный лист II «Встреча на лесной опушке с героями сказок »
Ученик 1 : Задание №2. Назовите сказку и её героев .
(группа отвечает поочерёдно, за правильные ответы учащиеся получают жетоны):
Русские народные сказки
1. Надоело ему лежать – он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке (сказка «Колобок» , герои : бабка, дед, колобок, заяц, волк, медведь, лиса)
2. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. (сказка «Гуси-лебеди» , герои : девочка, мальчик, гуси-лебеди, печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга, мышка)
3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки (сказка «Три медведя» , герои : девочка, медведь Михайло Иваныч, медведица Настасья Петровна, медвежонок Мишутка)
Литературные сказки
1. И всё-таки друг у меня появился, самый лучший друг в мире : в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька (сказка «Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен, герои : малыш, Карлсон, папа, мама, «домомучительница» , щенок)
2. Появился на птичьем дворе маленький птенец-утёнок, и до того он был безобразный (сказка «Гадкий утёнок» Г. Х. Андерсен, герои : утка-мама, утята, «гадкий утенок» , в будущем красивый лебедь, дикие гуси, кот, курица, старушка, лошадь, лебеди, уважаемая утка)
Ученик 1 : А сейчас я загадки загадаю, да не простые, а про «нечисть» сказочную :
1. Сказочная героиня , владелица первого летательного аппарата (Баба-Яга)
2. Как зовут сестрицу Бабы Яги, хозяйку болота? (Кикимора)
3. Сказочное существо , житель леса, так называемый Дух леса (Леший)
4. Самый одинокий представитель нечистой силы (Водяной)
5. Нечистая сила неизвестного пола : «не то мужик, не то баба» (Лихо одноглазое)
Маршрутный лист III «Волшебный сундучок»
Ученик 2 : Задание №3.
Предметы волшебные в сказках бывают ,
Героев желанья они исполняют :
Ковёр-самолёт – над миром подняться,
Чудесный горшок – сладкой кашей питаться.
А ну-ка, попробуй и ты, мой дружок,
Волшебных предметов набрать кузовок.
В сундучке лежат сказочные волшебные предметы . Отгадайте загадку, назовите предмет и название сказки , в которой он встречается.
1. Много вёрст впереди.
Как бы их быстрей пройти?
Ты попробуй их обуть –
Одолеешь мигом путь (предмет : сапоги скороходы, сказка «Вещий сон» )
2. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно убить злого и страшного героя русских народных сказок (предмет : игла в яйце, «Кощей бессмертный» )
3. С помощью этого предмета герой русской народной сказки нашёл своё счастье – мудрую красавицу жену, которая была заколдована (предмет : стрела, сказка «Царевна лягушка» )
4. Золотое, круглое,
На дереве растёт,
Потрогаешь – гладко,
Откусишь – сладко. (предмет : яблоко, сказки : «Волшебное кольцо» , «Дикие лебеди» , «Молодильные яблоки» )
5. Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь и под комод. (предмет : клубок, сказки : Царевна-лягушка, Василиса Премудрая, Марья-несмеяна)
6. И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет (предмет : зеркало, сказка : «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин)
Маршрутный лист IV «Отгадай кроссворд»
Ученик 3 : Задание №4.
Долго ли, коротко ли вы идёте по Стране Сказок , Чудес и Волшебства, но очутились возле странной избушки . Стоит она на курьих ножках. Вокруг себя поворачивается. Кто здесь живёт? Если правильно отгадаете кроссворд по горизонтали, то по вертикали прочтёте имя отрицательной героини многих сказок .
1. Жилище Бабы-Яги? (изба)
(Иван)
3. Второе название скатерти? (самобранка)
сказки ? (ряба)
(лягушка)
(гусли)
(ступа)
3. С А М О Б Р А Н К А
5. Л Я Г У Ш К А
6. Г У С Л И
7. С Т У П А
Маршрутный лист V
Ученик 4 : Задание №5.«Сказка - ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Из любой сказочной истории можно извлечь «урок» , нужно только быть при чтении текста очень внимательным, наблюдательным. Сказки обязательно чему-то учат, разоблачая трусость и подлость, ложь и насилие, лицемерие и предательство. Поэтому они нас делают лучше и добрее.
Сказочные герои приготовили для вас инсценирование эпизодов из сказок . Ваша задача – определить, чему учат эти эпизоды.
1. Русская народная сказка «Кот и лиса» .
«Увидела лиса кота и дивуется : «Сколько лет в лесу живу, а этакого зверя не видала» .
Поклонилась коту и спрашивает :
Скажи, добрый молодец, кто ты такой? Как тебя по имени звать?
А кот спин выгнул, усы растопорщил и говорит :
Я из сибирских лесов Кот Котофеич.
Пойдём ко мне в гости, Кот Котофеич.
Привела лиса кота в свою нору, и стали они вместе жить…»
(нужно быть вежливыми друг к другу, гостеприимными)
2. Русская народная сказка «Журавль и цапля» .
«Скучно Журавлю стало в одиночку век коротать, и решил он жениться…»
Пойду-ка я посватаюсь к Цапле! – и пошлёпал по болоту. Семь вёрст грязь месил, насилу добрёл. Едва отдышался, и стучит в избушку :
Цапля, ты дома?
Дома, где ж мне ещё быть! Ты чего хотел, долговязый?
Выходи за меня замуж!
Рассмеялась в ответ Цапля :
Нет, Журавль, не пойду! Ты на себя взгляни : ноги у тебя длинные, одежда короткая. Не пара ты мне! Да и кормить мне тебя нечем.
Так и пошёл Журавль домой несолоно хлебавши (обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого) . А Цапля задумалась : «И зачем я его прогнала? Чем одной жить, выйду-ка я за Журавля» .
И пошла на другой конец болота. Кое-как добралась, стучится :
Журавушка, возьми меня замуж!
Ты одноногая, когда последний раз в зеркало смотрелась? Не хочу я на такой жениться.
Цапля заплакала со стыда и воротилась к себе…
Вот так до сих пор и ходят они по болоту друг за дружкой…»
(важно быть добрым, не высокомерным, не обидчивым. Людей необходимо ценить, понимать их. Тем, кто любит только себя , приходится нелегко в жизни. Эти люди чаще всего остаются одни.)
Финиш. Книжная выставка.
Библиотекарь : Молодцы, ребята! Вот вы и вернулись из путешествия! Вам понравилась игра ?
Я бы хотела, чтобы после сегодняшнего дня у вас появилось желание продолжить путешествие в мир сказок . В сказках добро всегда побеждает зло. Смекалка, ум побеждают злую силу. В жизни чаще всего действуют эти же законы.
Книга-учитель,
Книга-наставник,
Книга - надёжный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Закончилось наше путешествие! Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, стоит вам открыть любимую книгу , и в путь!
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Жилище Бабы-Яги?
2. Имя мальчика, которого унесли гуси-лебеди?
3. Второе название скатерти?
4. Как зовут курочку из русской народной сказки ?
5. Кто из жителей болот стал женой царевича?
6. С помощью какого инструмента Коту удалось спасти Петуха?
7. Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты?
«Мой ребёнок совсем не любит читать» - жалуются некоторые родители. «А играть он любит?» - спрашиваем мы. Родители удивляются, мол, какая здесь связь? Где игра, а где книга… Совсем рядом, и об этом знают все маленькие читатели Центральной детской библиотеки. Самые младшие, совсем ещё малыши, вместе с мамами, папами и бабушками впервые попадают в библиотечное королевство игр на занятиях Громкие чтения , которые проводятся каждую среду в 12.00 в игровой комнате Растишка. Занятия пользуются огромным успехом у родителей, как из-за своей бесплатности, так и из-за интереса, который они вызывают у их детей. Каждое занятие начинается с увлекательного чтения небольшой, но захватывающей истории, а затем детки рисуют пальчиками, лепят из пластилина персонажей книг, делают простые поделки. А тех, кто пришел в Растишку в любой другой день, ждут говорящие книжки, книжки-малышки, говорилки, шуршалки, а любители активно ползать будут в восторге от тоннеля, сквозь который можно проползти и встретиться с мамой, ждущей с улыбкой у выхода. Также малышей ждет сухой бассейн с горкой и шариками. Стоит добавить, что игровая комната работает с 10 часов утра до 18 вечера, каждый день, кроме воскресенья и понедельника.
А что же ребята постарше? Разве им не во что поиграть? Если вы так думаете, то ошибаетесь! Прямо скажем, для школьников в библиотеке придумано столько игр, что только успевай выбирать! Наверняка вы смотрели зрелищные приключенческие фильмы с лихо закрученными сюжетами и таинственными происшествиями. Если вашему ребенку от 10 до 12 лет, предлагаем ему ненадолго оказаться в роли секретного агента и попробовать себя в нелёгком деле дешифровки. Только у нас в этом нет ничего опасного, а лишь захватывающее и интересное. Игра «Кот в мешке» поможет узнать, какую книгу вам предстоит прочесть в ближайшее время, для этого надо расшифровать текст. Прочитав книгу, можно стать обладателем уникального свидетельства «Читателя-дешифровщика»!
Каждую среду в 15.00 ждем детей на игре «Поле чудес в литературной стране» . У каждого ребенка есть шанс пережить незабываемые минуты своего триумфа, а кто же откажется от возможности крутить барабан, угадывать буквы, слова и получить заветный приз! Не пропустите ближайшие игры, их тематику вы можете посмотреть на Детских страницах «Как стать Великим» сайта МБУК ЦБС в разделе Афиша.
Ну а если вы до сих пор считаете библиотеку тихим и скучным местом, то наверняка ничего не слышали об игре «Литературные фанты» , в которую дети играют в любое время, когда захотят. Достаточно достать заветную коробку, вытянуть свой фант и выполнить задание, которое выпало. Мы играем каждый день, даже если в игре участвуют всего два человека. Нам не помеха дождь, ветер и ненастье - ведь мы играем в Зале энциклопедической и справочной литературы! Мы рисуем, сочиняем, поём и читаем скороговорки, прыгаем на одной ножке и смешим друг друга. Найдётся незабываемое задание и для вашего ребенка и его друзей!
Совсем скоро, в июле, в Центральной детской библиотеке стартует новая игра - «Фабрика историй» . Дети смогут попробовать себя в роли сочинителей историй и собрать из случайных слов предложения, а из них - невероятную, увлекательную историю, уникальную, которой еще никогда на свете не существовало. В игру можно играть как командами, так и вдвоем, можно соревноваться, чья история интереснее, забавнее, необычнее, а можно просто посмеяться и получить удовольствие от общения.
А теперь порадуем подростков, самую капризную и взыскательную категорию читателей. Ничем-то им не угодишь. Это - скучно, это - слишком по-детски, мы уже не маленькие, еще чего - играть предлагают. А мы предлагаем вспомнить знаменитую игру «Мафия». Слышали о такой? Если нет - «погуглите». А потом приходите, лучше всего с компанией друзей, на игру «Магический турнир» , которая проходит в библиотеке каждую пятницу в 15.00. Вам предстоит разоблачить таинственного недруга, властителя темных сил, злодея - Дракона. Каждый игрок окажется в мире, где по сей день царствует магия, а рыцари сражаются с драконами. Какая карта выпадет Вам? Станете ли вы веселым Сатиром, мудрым Сфинксом или быстрым Пегасом? Возможно в ходе игры вас сразит Минотавр или спасет добрый Единорог… В «Магический турнир» можно играть до бесконечности, потому что каждая игра - это новая увлекательная «жизнь» персонажа. Давайте сыграем и узнаем, каков будет исход в вашей игре!
Как все это многообразие игр связано с книгами и чтением? - спросите вы. Тем, кто знает - напомним, а кто не знает - расскажем, что привлечение к чтению через игру - беспроигрышный ход. Ребенок играет в игры, где ему нужно вспоминать литературных героев, а сюжетные ходы и тематика игр заимствуются из художественных произведений. Чтобы победить, например, на «Поле чудес», нужно хорошо знать произведение, которому посвящена игра, или хотя бы в общих чертах помнить его содержание. Игры и викторины сопровождаются ненавязчивыми обзорами книг, увлекательными рассказами и мультфильмами. Мероприятия, посвященные Году кино, позволяют задействовать такой мощный ресурс, как экранизации книг. Игра «Кинорандеву» - яркий тому пример, в нее играют и дети, и взрослые, вспоминая старую добрую советскую киноклассику.
Библиотечная игротека неисчерпаема и многообразна. Любители компьютерных игр попадают в виртуальную «Таинственную паутину» в зале Медиатека. Сторонники игр-бродилок и квестов могут поучаствовать в реальном квесте «Ужасно интересно все то, что неизвестно» , выполнить самые хитроумные задания и найти спрятанный Сундук книжных сокровищ. А какую игру выбираете вы?
Раз, два, три, четыре, пять - выходи играть
«Литературное лото»
Игра для младших школьников.
Ход игры.
Вед. Ребята, сегодня у нас праздник. А какой, спросите вы? Сегодня у нас праздник книги.
Ученики:
1. Праздник!
У наших детских книжек
У стихов, рассказов, сказок
И толстых повестей…
Посмотрите, сколько сразу
Собралось у нас гостей!
Это праздник – в самом деле,
Как его ребята ждут…
Длятся целую неделю
Праздники и там, и тут.
Школа, клуб, библиотека –
Рады всех гостей встречать.
Праздник Чука или Гека
Всем приятно отмечать.
Именинник Теремок
Мойдодыр, и Колобок,
И Усатый – Полосатый,
И Максимка, и Гаврош…
Именинников, ребята,
Очень много – не сочтёшь!
Много книг у нас чудесных,
Книжек умных интересных,
Увлекательных, весёлых
В городах, станицах, сёлах…
Ты идёшь в библиотеку,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Всем им говорим «спасибо»
И большущий шлём привет.
Правила игры:
Игра «Литературное лото» включает в себя 3 тура + дополнительные вопросы. 1 тур – простые вопросы, отвечая на них, вы получаете 1 балл; 2 тур – сложные вопросы, которые оцениваются в 2 балла. И 3 тур это супер сложные вопросы – 3 балла. В случае равного количества баллов будут разыграны дополнительные вопросы, цена которым – 4 балла. Кроме этого у вас есть 2 подсказки, которые вы можете использовать в любом туре вопросов: 1 подсказка – помощь ваших одноклассников, а вторая подсказка – помощь взрослого. Если вы хотите использовать подсказку, вы берёте талон подсказки и идёте за помощью.
Итак, на столе вы видите листы, где записаны ответы на вопросы. Прочитайте. Есть конверты, в которых разрезанные карточки тоже с ответами. Когда прозвучит вопрос, вы должны найти карточку с ответом и закрыть ячейку в таблице с таким же ответом. Есть небольшая подсказка – карточки трёх цветов – по уровню сложности вопросов.
Ну что игра началась. Уважаемые жури фиксируйте баллы своих команд.
Вопросы к игре «Литературное лото».
1 тур ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ: 1 балл
Угадай героя сказки:
1. Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке
Там три стула, три игрушки
Три кровати, три подушки
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
2. Скорей бы близился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочённой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворе не узнает,
Откуда я и как зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (золушка)
3. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей
Сквозь очки на них глядит
Добрый Доктор (Айболит)
4. Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё
А ну, подскажи как звали её?
5. Соскучился да покатился: с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к двери. («Колобок»)
6. Девочка, которую звали Триглазка? (Ховрошечка).
Вопросы для зрителей.
9. По воле какой дочки отцу пришлось достать Аленький цветочек? (Настенька)
10. В какой сказке все главные герои – овощи и фрукты? (Чипполино)
Продолжаем играть со зрителями. Вопросы будут задаваться по очереди каждому классу. Т. о. , если класс правильно отвечает на вопрос, он приносит дополнительное очко той команде, за которую болеет.
Пакет вопросов для зрителей:
Отгадай сказочного героя!
1. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя? («Кот в сапогах»)
2. Этот хитрый обманщик мог изменить свой голос? (Волк «семеро козлят»)
3. Эта проказница оставила стариков без обеда, а друга без хвоста? (Лиса. «Волк и лиса»)т лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя? («Кот в сапогах»)
4. Этот хитрый обманщик мог изменить свой голос? (Волк «семеро козлят»)
5. Эта проказница оставила стариков без обеда, а друга без хвоста? (Лиса. «Волк и лиса»)
Дополнительные вопросы 4 балла.
1. В какой сказке говорится о концерте одного оригинального музыкального коллектива, до смерти напугавшего целую шайку разбойников? (Бременские музыканты)
2. В какой сказке говорится о совершенно неизвестном современной медицине способе появления на свет – из ячменного зерна? («Дюймовочка»)
3. В какой сказке говорится о весьма плодотворном методе тестирования с целью выявления принадлежности к королевской фамилии? («Принцесса на горошине»)
4. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? («Каша из топора»)
5. В какой сказке говорится про то, как заяц стал бездомным, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? («Заячья избушка»)
6. В какой сказке говорится об опасностях, которым подвергаются несовершеннолетние граждане, отправляющиеся без сопровождения родителей в гости к своим бабушкам? («Красная шапочка»)
Пока жюри подводит итоги, предлагаю послушать одну интересную и очень поучительную историю о книжках.
Чтецы (по ролям)
Однажды встретились две книжки,
Разговорившись меж собой.
Ну как твои делишки?-
Одна спросила у другой.
Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой
Обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… вырваны листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне незнакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу –
О них и говорить – то неприлично…
Зато и я его учу,
Не как-нибудь, а на … «отлично».
Ну, мой на «тройках» едет еле-еле
И даже «двойку» получил на той неделе…
В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книги, и тетрадки,
Какой ты ученик.
Я думаю, среди нас нет таких нерях, которые так же обращаются с книгой, как один герой из этого стихотворения. Чтобы книги, которые мы читаем, не были на нас в обиде, давайте вспомним правила, как надо обращаться с книгой. (правила записаны)
1. Не вырывай листы.
2. Не пиши и не рисуй в книге
3. Не загибай страницы. Пользуйся закладкой.
4. Перелистывая страницы, не смачивай пальцы языком.
5. Не забывай возвращать книги в библиотеку вовремя.
Подведение итогов.