Смотреть игральные карты ссср на аукционах. Как игральные карты стали "оружием" советской пропаганды

Для сравнения изменения атласных карт разных периодов в СССР и России на примере червонного валета.
Слева направо: 1911 год, 1930 год, 1959 год, 1989 год, 1996 год.
Итак, основные изменения.
После революции/переворота 1917 года на картах исчезли символы империи – двуглавые орлы.
Примерно после 30-х до 80-х на старших картах отсутствует рамка и сложная тонировка на лицах.
80-е пик качества отечественного картпрома. Возвращаются рамки на старших картах и сложная тонировка на лицах.
С 95 года изменены индексы – они увеличиваются, так же появляется другой логотип на тузе бубён. Джокер становится цветным.



В первой половине 20-го века так же изменяется силуэт на значках мастей, особенно это заметно на пиках и червах.


Мне кажется, в 1995 году индексы увеличили не совсем удачно, шрифт не в духе атласных карт получился. Единственный раз издание с удачным шрифтом было у колоды отечественного неизвестного издателя в 2003 году


По мнению некоторых коллекционеров, например, Александра Сухорукова, джокер появился в атласной колоде после первой мировой войны.
Вот для примера, несколько джокеров разных периодов справа налево сверху вниз: джокер из колод 50-х годов, джокер из колод 80-х годов, джокер из экспортной колоды, два джокера в цвете из колоды 1995 года.


В 2004 году атласные карты перестали производить в России в связи с закрытием фабрики.

Карты китайского картпрома делаются из мягкого ламинированного картона и продаются в ларьках за 20 рублей.





Другие посты про атласные карты.

Наиболее популярным видом карт в СССР были «Атласные карты», рисунок которых в России не изменялся вот уже более 150 лет. Сам рисунок был создан в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. Само понятие «атласные» относится к способу изготовления — печать на «атласной» бумаге, натёртой тальком. Карты, напечатанные на такой бумаге, хорошо тасовались, не боялись влаги, в отличие от простой бумаги, не обладавшей такими достоинствами. Со временем перестали изготавливать карты более низкого качества, а название «атласные» закрепилось именно за рисунком карт академика Шарлеманя. Производство карт было развернуто в пригороде Санкт-Петербурга, на казенной Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года стала работать Императорская Карточная фабрика. Во второй половине 19 века Атласная колода получила широкое распространение в Российской Империи.

А. И. Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. Атласные карты явились результатом переработки уже существовавших карточных рисунков, которые использовались ещё в 17 и начале 18 веков на московских карточных фабриках, которые также основаны на так называемой «северо-немецкой картинке», которая происходила из древней народной французской карточной колоды.

Успех Атласных карт можно объяснить 2 причинами: 1) «технологичность» — эскизы в четыре краски — чёрную, жёлтую, синюю и красную. 2) Рисунки карточных фигур лаконичны и просты, но при это обладают своим неповторимым стилем, и кажется, что по рисунку карты можно понять характер изображённого персонажа.

Подлинники эскизов А. И. Шарлеманя хранились в архиве Государственной карточной монополии — советском учреждении, ведавшем продажей игральных карт в СССР. После её ликвидации они находились в собрании Александра Семёновича Перельмана, ленинградского коллекционера и историка игральных карт, обладавшего крупнейшей в СССР коллекцией карт и карточных атрибутов. Затем коллекцию Перельмана приобрел музей Петергоф, где открыт единственный в России Музей игральных карт.

Кстати говоря, самым массовым производителем игральных карт в СССР, а затем в СНГ был — Ленинградский комбинат цветной печати (ЛКЦП; проспект Обуховской обороны, 110), до 1970-х годов называвшийся 3-й Ленинградской фабрикой офсетной печати Главполиграфпрома.

Художник Виктор Михайлович Свешников создал серию рисунков, которыестали основой для разных игральных карт, например «Лубочных». Издавалась на КЦП с 1981 года. Первоначально задумывалась колода из 54 карт, однако в продажу поступила колода из 36. Хотя в 1982 году и была выпущена полная колода в 54 карты, но она была издана маленьким тиражом и в настоящее время встречается очень редко.

Вообще лубок — это вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение. Лубок являлся видом народного творчества. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств.

Майя

Игральные карты, разработанные художником В. М. Свешниковым, на тему древней культуры майя. Карты игральные. Атласные, 54 карты. Ленинградский комбинат цветной печати Союзполиграфпрома.

Палех

Игральные карты «Палех» 1937 год. Художник П. Баженов. Перепечатывались много раз в советский период. Сейчас в отличном качестве их печатает фабрика Piatnik (Австрия).

Издатель: Алексей Орлеанский, Рыбинск. Работу над карточной колодой художник начал в 1985 году, во время учебы в Палехском художественном училище, и продолжал ее в течение десяти лет. Большую помощь ему оказал известный палехский искусствовед В. Т. Котов. Ему приносил молодой мастер свои эскизы и получал ценные советы и замечания. Так, В. Т. Котов обратил внимание художника на необходимость больше работать с натуры, ведь нечисть нередко имеет человеческий облик. Друзья и знакомые художника охотно вызвались позировать для столь необычных персонажей. Затем работа над карточной колодой прервалась, т.к. реальной возможности в то время издать ее у автора не было. Однако петербургский коллекционер игральных карт А. С. Перельман, который увидел эти эскизы, убедил художника продолжить начатое дело. Таким образом, летом 1994 года колода из 56 карт была закончена. Впоследствии вносились лишь некоторые поправки.

Всякого вида нечистой силы в природе водится множество. Вероятнее всего почти вся обитающая на земле нечисть — это поверженные с небес падшие ангелы, кто из них где упал, тот там и остался. Демонических существ, представляющих собой нижнюю ступень восточнославянского пантеона, принято называть в народе нежитью. К нежити принадлежат все вредоносные духи, не имеющие души и плоти, но живущие в виде человека. Типичные представители нежити — леший, домовой, полевик, банник, водяной, кикимора. К нежити относится и ряд менее известных духов, таких как овинник (гуменник), дворовый, хлевник и подполянник, а также полудница, водяниха, лешачиха, жердяй, игоша, жихарь, лаюн и щекотун, межевики и луговики, прокураты и окоёмы, лихорадки, планетники, дубовики, лесовики, моховики и т.д. и т.п. Все эти твари бессловесны и способны разговаривать разве только в сказках.

Переходное звено от нежити к нечисти, имеющей явно земное происхождение — русалки (их разновидность шишиги, мавки), в отдельных случаях они наделены даром речи. К этой же категории можно отнести ночниц, богинок и шуликунов, — всё это бесплотные духи из разряда «заложных» покойников, т.е. умерших неестественной смертью, и тоже определённо причисляются к нежити. К заложным покойникам, имеющим плоть, относятся ведьмаки, домовики (не путать с домовыми) и упыри — это не духи, а мертвяки. А вот такие представители нечистой силы, как двоедушники и волкодлаки — это и не духи, и не мертвяки, они имеют и душу, и тело, у двоедушника даже две души.

Несколько особняком стоят Кащей, баба Яга и одноглазое лихо, персонажи изначально не сказочные, но ставшие героями многих народных сказок, этих следовало бы отнести скорее к мертвякам. Бесы же и их подвид анчутки (помесь чёрта и утки) — племя особое, наделены душой, почти такой же, как у людей, и наиболее точное этому семейству определение — чертовщина. Из нежити ближе всего к ним водяной, которого нередко называют чёртом. У вышеперечисленных персонажей есть одна общая черта, все они по своей сути — оборотни.

Десять лет тому назад, в 2004 году, "Комбинат цветной печати" в Санкт-Петербурге прекратил выпуск отечественных игральных карт, и теперь россияне режутся в "подкидного дурака" иностранным ширпотребом. При этом многие даже не подозревают, что в СССР на игральные карты возлагались большие пропагандистские надежды. Было напечатано много оригинальных карточных колод, которые высмеивали "пережитки царизма", "религиозный опиум для народа", "боролись с пьянством", "акулами капитализма" и так далее.

"Донские карты" - 1919 год

Первыми игральными картами советской эпохи, как ни странно, стали белогвардейские "донские карты". На уникальных эскизах белогвардейских карт, выпущенных во время Гражданской войны в 1919 году в Новочеркасске, в виде королей изображены донские атаманы, дамы - казачки, валеты - казачата. Четыре масти этой колоды показывают историю Дона на протяжении четырех столетий. Фигурные карты бубновой масти изображены в костюмах XVI века, трефовые - XVII, червовые - XVIII и пиковые - XIX. Тузы также украшены рисунками, соответствующими эпохе. Например, на тузе треф показан донской герб, который был еще до Петра I, - "Елень, стрелою поражёнъ, но не покорёнъ", кстати, также восстановленный Красновым как официальный символ казачьей республики.

Появление подобной колоды во время Гражданской войны на Дону неслучайно. С ее помощью атаман Краснов пытался популяризировать среди местного населения свою идею создания сепаратной Донской республики, - рассказал "РГ" автор монографии "Русские игральные карты: история и стиль" Евгений Григоренко. - Есть мнение, что сюжеты для игральных карт придумал сам атаман Краснов, который был сторонником донской автономии и весьма увлекался созданием всего казачьего. Донскую область он переименовал во Всевеликое войско Донское, утвердил написанную им самим же конституцию, приказал изготовить "казачий" Георгиевский крест, на котором вместо Святого Георгия был изображен казак в донском "национальном" костюме и т. д.

Правление атамана Краснова было недолгим, и потому донские игральные карты очень редки. Единственный комплектный образец сохранился в альбоме, носящим название "Образцы работ экспедиции заготовления ценных бланков Всевеликого войска Донского". г. Новочеркасск, 1919 г.". Он хранится в частной коллекции.

"Битые карты" - 1932 год

Своим идеологическим оппонентам большевики ответили только спустя 13 лет. В популярном советском журнале "Крокодил" была напечатана статья "Битые карты", язвительно высмеивающая истинных и мнимых врагов Советской власти. Текст сопровождался рисунками полного набора фигур и тузов карточной колоды, где в карикатурном виде были показаны описываемые персонажи.

"Изображенные здесь деятели достаточно известны всем далеко за пределами журнала. Все эти люди в свое время ходили в козырях, но в настоящий момент "иных уж нет, а те - далече", - писал автор журнальной статьи.

Черви, по замыслу художника, олицетворяли белогвардейских военных и политических деятелей. Причем адмирал Колчак был напечатан в виде дамы - верхняя часть рисунка, нижнюю даму изображал барон Врангель. Бубны - это были зарубежные противники СССР: Клемансо, Пуанкаре, Черчилль и т. д. Трефы - деятели творческой интеллигенции и меньшевики, не разделявшиеся взглядов советской власти. А вот пики олицетворяли "родимые памятна капитализма" в социалистическом обществе.

"Пиковый король (сверху) - кулак с обрезом винтовки в руке, король (снизу) - Спекулянт-перекупщик. Дамы - Волокита (сверху) и Бюрократизм (снизу). Родные сестры. Несмотря на тяжелый характер, отлично уживаются под одной крышей", - писал сатирик из журнала "Чудак".

"Народности СССР" - 1929 год

Не все карты, которые предлагало советское государство, пользовались популярностью. Такая участь, например, постигла игральные карты "Народности СССР", где были изображены различные национальности Советского Союза. В 1929 году произошел настоящий скандал, о котором сообщал журнал "Чудак". Автор журнальной статьи "Обновленные валеты" довольно цветисто описал ситуацию.

"Госкартмонополия решила работать "в плане культурного подхода". И вместо королей с дворницкими бородами, вместо надменных дам и валетов с блудливыми глазами, появились представители национальностей нашего Союза. Бубнового короля заменяет старый узбек в халате и чалме. Нет больше валета с веревочными усиками. Вместо него - белорус в бараньей шапке. Нет также и пиковой дамы. В нашей стране нет места таким дамам. Ныне имеется молодая украинка в расшитой рубашке, молодая украинка пик. Остальные фигуры под стать. Есть и раскрепощенные женщины Востока (дамы, сбросившие чадру), есть и таджики (короли и валеты, образовавшие колхоз)", - писал критик.

Не случайно, что эта колода так и не прижилась, и до наших дней дошел лишь один ее экземпляр. Из-за нерентабельности и "неполиткорректности" колоду с производства сняли.

"Антирелигиозные" - 1934 год

В 1930-х годах на Карточной фабрике в Ленинграде была выпущена антиклерикальная пропагандистская колода, что вполне соответствовало духу строительства новой, советской жизни. Карты назывались просто и прямолинейно - "Антирелигиозные". Нарисовал карты Сергей Левашов, художник и один из руководителей Карточной фабрики. К сожалению, об истории создания Левашовым своих карт практически ничего неизвестно, но сам способ организации композиции этих карточных фигур удивителен по своей простоте и оригинальности.

Каждая карта представляет собой "ларец с двойным дном": на переднем плане - духовные лица одной из четырех мировых религий, а на заднем плане - настоящие помыслы и дела этих "лиц". Общей идее антирелигиозной пропаганды соответствуют джокер и карточные рубашки. На джокере Вседержитель показан в виде благообразного и упитанного капиталиста в цилиндре, галстуке и с крылышками, как марионетками руководящим и шаманом, и пастором - довольно заурядный рисунок в стиле карикатур из выходившего в те же годы советского журнала "Безбожник". Карточные рубашки получились гораздо выразительнее. Например, "озорная" рубашка для "внутреннего использования". На ней лихая и совсем не старая Баба Яга в ярко-красном сарафане, помогая себе помелом, улетает в своей ступе в непроходимые сказочные дебри, унося с собой несчастное украденное дитя.

Ксати, карты выпускались также в экспортном варианте на дорогой бумаге и несколько отличались рисунками.

"Антифашистские" - 1941 год

Краткосрочная советско-финская война 1939-1940 годов задала новые темы для художников игральных карт. Сохранился эскиз, выполненный в черно-белой графике и с акварельной раскраской, где в остром карикатурном виде были представлены лидеры фашистских стран, поддерживавших Финляндию. О том, что карты созданы в связи с советско-финским конфликтом, можно судить по надписи на тузе червей "Voitto" - на финском это означает "Победа". Вообще все карточные тузы этой колоды - варианты того, что может сделать русская винтовка с "вражеской кликой".

Рисунки фигурных карт выполнены в карикатурной манере. Короли червовые - маршал Антонеску (Румыния) и адмирал Хорти (Венгрия), один со скрипочкой, другой - с плеточкой. Бубновый король - Гитлер и Муссолини "в одном флаконе", первый - с нибелунговским двуручным мечом в обнимку, а второй -толстяк в нелепой чалме с перьями. Дамы в этой колоде тоже отличаются завидным ассортиментом вариантов и персонажей. Это толстые, но грустные фашистские пассии, застигнутые в момент винно-табачной печали по поводу явных неудач своих "героев".

Из блокадного Ленинграда - 1942 год

Еще в предвоенные годы 7-м специальным отделом ГУППКА была разработана методика ведения информационной войны, в основу которой легло формирование системы идеологической и психологической обработки личного состава вооруженных сил врага. В работе принимали участие известные художники Мандель, Григорьев, Емельянов, Певзнер, но лучшими были признаны эскизы Василия Власова, ему и поручили работу по созданию грозного карточного "оружия".

Эта колода карт, получившая название "Антифашистская", в тяжелых условиях блокады была изготовлена на Карточной фабрике. Истощенный и обессиленный художник в холодной полутемной квартире на Васильевском острове, ловя каждую минуту тусклого зимнего дня, наносил акварелью на картон тончайшие штрихи. Дело в том, что акварелью необходимо рисовать только при естественном цвете, иначе искажаются тона. После того как был готов каждый новый эскиз, его надо было нести в литографический цех, находившийся в 23 километрах от квартиры художника. На это у ослабевшего Власова сил уже не было, и он договорился со своим непосредственным начальником, что в определенные дни будет встречаться с ним на середине Невы и передавать готовые наброски.

В начале 1942 года 17 карточных рисунков были готовы для печати. Короли: Гитлер с арийским черепом, чернорубашечник Муссолини с окровавленным топором на плече, венгерский адмирал Хорти, финский маршал Маннергейм с плеткой в руке. Валеты - шаржи на соратников "бесноватого фюрера" - Геббельс, Гиммлер, Геринг и Риббентроп. Всего было напечатано более 700 листов карт.

Упакованные в водонепроницаемую бумагу карты опустили в ведро с водой и так оставили на несколько часов. Колода выдержала испытание. "Экспортный" товар был готов к "заброске" - силами партизанских отрядов карты разбрасывали во вражеских частях. Второй тираж этой "убойной" колоды увидел свет лишь в начале 1943 года, что и неудивительно для тех условий, в которых "Антифашистские" карты появились на свет.

"Антифашистские" - 1943 год

Известна еще одна колода игральных карт, созданная фронтовым художником Иваном Харткевичем, который в 1942 -1943 годах служил в редакции агитационной газеты Soldatenfreund ("Друг солдата"). Особенностью работы Харткевича стали надписи "окопного жаргона" немецких военнопленных. К примеру, на шестерке поместили (в переводе на русский язык) "6 лет Гитлер сеял - вы собираете урожай", на семерке - "7 дней на Востоке - неделя ада на утраченных позициях". Особенно интересным получился джокер - простой немецкий солдат, осененный мыслью: "Когда игра началась, я был беспечным и скромным, но она подходит к концу, и я знаю ее итог. Только падение Гитлера спасет Германию. Я сам решаю свою судьбу!"

Эти карты, задуманные еще и как пропуск на линии фронта при сдаче в плен, во время войны так и не были отпечатаны. Сам Харткевич охарактеризовал эту ситуацию так: "Началось стремительное наступление Красной Армии, и, возможно, какие-то детали устаревали. Да и потом, агитация и пропаганда - дело тонкое, может быть, эта идея не была одобрена кем-то на самом верху", - писал в своей книге "Интервью с художником Харткевичем" Алесь Карлюкевич.

Правда, оригиналы карт сохранились. Они долго лежали в одном из музеев и были недавно напечатаны в Белоруссии.

Кстати

После окончания Великой Отечественной войны советское правительство отказалось от производства оригинальных карточных колод. Причина тому - большие расходы и слабые типографские мощности. До начала перестройки советские граждане играли колодой под названием "Атласные". Рисунки этих карт были созданы еще в 1862 году академиком живописи Адольфом Шарлеманем. С упадком идеологии марксизма-ленинизма, в конце 80-х годов прошлого века, стали производиться другие известные, но идеологически неправильные, игральные карты. Например, колода "Русский стиль", которой многие россияне играют до сих пор, была создана в 1911 году по мотивам национальных костюмов XVII века, показанных во время "Исторического бала" в Кремле. Прообразом червового короля послужил сам российский император Николай II, а дамы - императрица Мария Федоровна. К сожалению, карточная фабрика "Комбинат цветной печати" в Санкт-Петербурге, не выдержав испытания временем и конкуренции с дешевыми иностранными картами, в 2004 году прекратила свое почти двухвековое существование. Впрочем, традиции русских карточных художников и графиков в современной России продолжают небольшие полиграфические предприятия в разных регионах страны.


Игральная карта из колоды "Атласные"

Карты игральные известны с давних времен. А популярны они были всегда, во все времена, даже сейчас. В советские времена в карты умели играть, наверное, все. И стар и млад. Игра в карты была просто народной.


Игральная карта из колоды "Лубочные". Художник В.М.Свешников.

Знакомство с картами начиналось с изучения названий карт. Король - старый дядька, Дама - женщина, Валет - молодой дядька, Туз, шестерка, семерка, восьмерка, девятка, десятка. Буби - ромбик, красное сердечко - вини или черви, черное сердечко - пики, крест - крести. Так постепенно узнавали названия карт и их масти, главное не перепутать. Так, впрочем, учили и цифры. Помните первые детские игры в карты? «Зассыха», «Кулак», «Пьяница» и другие. С восторгом вспоминаются карточные фокусы и просто обманы с картами.


Игральная карта из колоды "Майя". Художник В.М.Свешников.

Если вспомнить, то в карты играли везде. Играли в основном в знаменитые повсеместно карточные игры: «Дурак», «Преферанс», «Подкидной и переводной дурак», «Покер», «Очко» и другие. Для игры в карты необходима была компания. Три человека, колода игральных карт и уже есть чем заняться.


Игральная карта из колоды "Сувенирные" - "Русский стиль"

А помните, карты брали с собой в любое место: в дорогу, в поход, на турбазу, просто на отдых и пляж, в больницу. За игрой в карты быстрее проходило время. Во дворах мужики забивали не только «козла» в домино, но и играли в карты. В карты играли целыми семьями, проводили так вечерний досуг. Помню бабушку с дедушкой, которые проводили свободное время за игрой в карты. К ним приходили играть и соседи, которым было скучно в одиночестве. Когда приезжали родственники, с ними нужно было непременно сыграть в карты и навесить погоны. Даже на днях рождениях иногда играли в карты на поедание оставшихся блюд со стола.


Игральная карта из колоды "Палех" . Художник П. Баженов

Были и злостные картежники, которые без игры в карты и жить не могли. Для кого-то карты были средством заработка и профессиональной деятельностью. Кто-то играл в них ради развлечения в свободное время.


Игральная карта из колоды "Сувенирные" - "Славянские"

А мы, будучи детьми, умудрялись тоже везде ходить с колодой карт. Носили их в школу, играли в карты на переменах или после уроков, просто от нечего делать. В летних лагерях основным развлечением тоже были карты. Разумеется, детям приходилось скрываться от взрослых. Играли мы, конечно просто так, ради самой игры. Иногда, бывало, играли на желания, и даже на деньги. Сколько колод карт было отобрано взрослыми и не сосчитать.


Игральная карта из колоды "Сувенирные" - "Рококо"

В карты не только можно было играть. Девочки, девушки и женщины на картах еще и гадали. Это целая наука – гадание на картах. Каждой карте обычно приписано свое значение, а суть гадания складывалось исходя из того, как выпадут карты. Способов гадания на картах была масса. Гадали на судьбу, на желание, на суженого, на дорогу. Каждая девушка знала какой-то способ гадания и гадала и себе и другим. Для гадания на картах есть свои правила, свои обычаи. Были и гадалки к которым ходили, чтобы погадать на картах. Что-то сбывалось, что-то не сбывалось. Но часто гадать было нельзя, говорили, что якобы всю жизнь прогадаешь. А престарелые дамы, которые не играли в карты и не гадали на них, в свободное время раскладывали из карт пасьянс. Видов пасьянса тоже есть великое множество. Главное в пасьянсе, что вся колода карт должна разложиться по каким-то определенным условиям.


Игральная карта из колоды "На мотивы оперных сжетов". Художник В.М.Свешников.

И никуда мы от карт не денемся. Они шагают с нами в ногу. Только сейчас они немного усовершенствовались и модифицировались. Игральные карты сейчас ушли в казино, в игровые автоматы, в компьютерные и телефонные игры. В компьютерных играх карточные игры и пасьянсы занимают не последнее место. Даже гадают сейчас не простыми картами, а специальными гадальными картами, или картами «таро». Ну, а в массах, люди все равно играют в карты, в обычного «дурака».