Кубики Кооса: что это такое. Кубики Кооса: и тестовый материал, и развивающая игрушка Тест коса кубики онлайн компьютерная версия

Немного истории

К сожалению, о создателе уникальных кубиков нам известно немногое. Всю информацию можно уложить в пару строк: Сэмюэль Кос (Samuel Calmin Kohs) - американец, специалист по детской психологии и автор тестов интеллектуального развития. Между тем разработанная им в 1920-х годах методика вот уже почти сто лет используется во всем мире, а разноцветные фигурки-кубики по праву считаются символом психологической диагностики интеллекта.

Что такое кубики Кооса

Кубики Кооса (или кубики Коса) – это 16 небольших кубиков, окрашенных в разные цвета. Некоторые стороны фигурок монохромные, остальные - двухцветные. То есть в наборе содержатся кубики, каждая сторона которых окрашена следующим образом:

Белый,
- красный,
- бело-красный,
- синий,
- желтый,
- сине-желтый.

Таков оригинальный состав кубиков, придуманных Косом. К ним прилагаются 17 карточек с чертежами-заданиями разной степени сложности. При продаже вместе с этим комплектом обычно идет инструкция, в которой объясняется процедура проведения и указывается расшифровка результатов.

Сейчас существует несколько разновидностей оригинального набора – с меньшим количеством фигурок – например, с девятью, а также с расширенным спектром заданий. Именно методика Кооса легла в основу развивающей методики Никитиных, поэтому в магазинах можно встретить также кубики Никитина или кубики «Сложи узор» (на фото ниже).

Как проводится тестирование кубиками Кооса

Ребенку выдаются фигурки и карточка с заданием. Малыш должен сложить кубики так, чтобы рисунок на верхней части фигур полностью совпадал с рисунком (узором) на карточке.

Необходимый принцип тестирования: задания должны быть упорядочены в порядке возрастающей сложности.

Для этого очень важно следовать правилам:

Сначала ребенок составляет рисунок только из одноцветных граней кубиков,

Затем мы добавляем пару-тройку кубиков с двухцветными гранями,

После чего убираем простые кубики и оставляем только двухцветные,

С каждым следующим упражнением должно быть задействовано все больше фигур.

Тестирование проходит либо в течение 15-20 минут, либо завершается после того, как малыш неудачно выполнил уже пятое по счету задание. При расшифровке результатов учитывается время, за которое тестируемый смог правильно выложить узор.

Тестирование кубиками Кооса можно проводить и детям, и взрослым. У детей эта методика обычно используется с 4-5 лет.

Что можно оценить с помощью кубиков Кооса

Обычно и дети, и взрослые с удовольствием проходят тестирование, потому что задание можно расценивать как занимательную головоломку. Для специалистов же это возможность оценить мыслительные операции: способность к сравнению, анализу, синтезу. Кос считал, что при тестировании задействуются все мыслительные способности человека. Чтобы выполнить задания, нужно проявить такие свойства восприятия, как моторика, моторно-зрительная координация, пространственное мышление и др.

Многообразие применения

Легендарные кубики, которые используются психологами, педагогами и даже психиатрами, вот уже несколько десятков лет помогают в диагностике и в развитии детей разных возрастов.

Первоначально они использовались все-таки у ребят с проблемами в развитии или интеллектуальным отставанием, а также у пациентов с шизофренией и неврозами. Дело в том, что таким образом можно оценить степень развития интеллекта у детей, имеющих проблемы с речью, а также оценить нарушения при повреждении мозга (например, в случае травм, опухолей и других заболеваний).

Постепенно кубики Кооса вышли за пределы кабинета врача и нашли свое место в школах и детских садах. Такая диагностика помогает не только выявить неуспевающих и установить причину проблем в школе, но и определяет детей с интеллектуальной одаренностью.

Не только для детей

Еще одна область применения этой игры-головоломки – это определение профпригодности. С этой целью тестируют даже взрослых. Считается, что выполненные задания помогают психологу понять, к какой сфере деятельности ближе человек – лучше ли ему работать руками или ему больше подходит работа, требующая серьезного умственного напряжения.

Кубики Кооса своими руками

Игрушку несложно сделать своими руками.

Для этого нужно скачать в интернете раскладку или нарисовать ее с помощью графического редактора. Она может выглядеть примерно таким образом:

Затем распечатать нужное количество разверток, вырезать их и склеить. Довольно просто и незамысловато, но при этом не очень практично для использования у детей, особенно маленьких.

Поэтому можно пойти чуть более сложным путем, но зато гораздо более надежным и долговечным. Для этого нужно сделать все то же самое – распечатать развертки и вырезать их, но не склеить между собой, а наклеить на любые деревянные кубики.

Некоторые мамы приобретают простые (чистые, без рисунка) деревянные кубики и экологическую краску и раскрашивают их в соответствии со схемой.

Где купить кубики Кооса в Москве

Если же нет ни времени, ни желания самостоятельно изготавливать головоломку, то кубики Кооса можно приобрести в книжных или учебных магазинах, а также в интернет-магазинах.

Методика Кооса была разработана для использования в психодиагностических целях, для выявления умственных способностей и особенностей характера личности. Использовать данный тест можно как с детьми старше 5 лет, так и со взрослыми.

Применение методики «Кубики Кооса»

В диагностических целях задания с успехом применяют при работе со следующими категориями испытуемых:

  • дети с нарушениями развития;
  • личности с высоким уровнем способностей;

Также метод можно использовать при тестировании на профпригодность и изучение интеллектуальных возможностей.

Описание методики «Кубики Кооса»

Данный тест может иметь как детскую, так и взрослую форму, но суть его проведения одна. Задания предполагают, что испытуемый при помощи манипулирования кубиками, будет решать предложенные задания. Стимулирующий материал методики «Кубики Кооса» включает в себя карточки с заданиями и кубики, у которых грани окрашены в определенные цвета. Количество может быть разным. В оригинальной версии теста их число составляло 16. Многие производители предлагают наборы из 9 элементов. Такого количества для работы с детьми достаточно.

Суть заданий заключается в том, чтобы ребенок сложил из кубиков узор. Сделать это надо таким образом, чтобы он полностью повторял картинку на карточке. Упражнения отличаются степенью сложности и должны выдаваться в определенной последовательности. Также при выполнении теста важным показателем является время, которое было затрачено на успешное решение поставленной задачи.

Для того чтобы работа дала успехи в его развитии, следует придерживаться определенных советов:

Кубики Кооса – это специальная методика, которая была разработана в 1920 году американским психологом и педагогом С. Коосом с целью выявления умственных способностей детей старше 5 лет и взрослых. Эта игра в большинстве случаев используется в качестве невербального теста интеллекта, результаты которого впоследствии могут быть переведены в систему оценки IQ.

Кроме того, кубики Кооса успешно применяются не только для диагностики, но и для развития умственных способностей у малышей. Некоторые взрослые также с удовольствием проводят время за такой своеобразной «зарядкой для ума».

В данной статье мы расскажем вам, что представляют собой кубики Кооса – основной стимульный материал этой методики, и как правильно играть в них с детьми.

Описание методики «Кубики Кооса»

Оригинальная версия этой методики включает в себя 16 небольших, одинаковых по размеру, кубиков. Все грани кубиков окрашены в определенные цвета, причем некоторые из них являются одноцветными, а другие – двухцветными.

Кроме того, в наборе для тестирования имеется 17 карточек с заданиями, упорядоченными по уровню сложности. В процессе проведения невербального теста интеллекта, испытуемому демонстрируют эти картинки по одной, после чего он должен сложить кубики таким образом, чтобы рисунок, образуемый их верхними гранями, в точности соответствовал изображению.

Сегодня некоторые производители предлагают подобные наборы из 9 кубиков. Такого количества, по большому счету, достаточно для работы с детьми дошкольного возраста, однако, для ребят постарше и взрослых требуется полная оригинальная версия методики. Заданий же, напротив, может быть намного больше. В любом случае, все упражнения должны быть упорядочены в порядке возрастающей сложности, что достигается последовательным выполнением следующих условий:

На основе методики Кооса российскими педагогами были разработаны другие развивающие игры для малышей, например, «Сложи узор». Все эти занятия развивают пальцев и интеллект, способствуют формированию внимательности, усидчивости и сосредоточенности на одном виде деятельности.

Коса Кубики (КК) – невербальный тест интеллекта. Предложен К. Косом в 1920 г.

Испытуемому предлагают составить фигуры из цветных кубиков по рисункам-образцам. Тестовый материал состоит из шестнадцати кубиков с ребром 2,5 см, стороны которых окрашены в красный, белый, желтый и синий цвета. Оставшиеся две противоположные грани разделены по диагонали, причем одна окрашена в белый и красный цвета, а вторая – в синий и желтый. В набор включены восемнадцать образцов фигур, первый из которых является тренировочным и выполняется совместно с испытуемым. Цвета рисунков-образцов соответствуют цветам кубиков, но размеры образцов вдвое меньше. Образцы размещены посередине картонной карточки, имеющей размер 10 х 7,5 см.

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается последовательной комбинацией следующих условий:

1) фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков;

2) для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней;

3) фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причем на образце не обозначена граница между соседними кубиками;

4) образец повернут на 45°,т. е. стоит на ребре;

5) для составления фигур требуется использовать все большее количество кубиков;

6) образцы постепенно становятся все менее симметричными;

7) увеличивается количество цветов на образце;

8) образец не ограничивается рамкой, так что на краях сливается с фоном. Имеются сведения о конструктной валидности кубиков Коса. Получена значимая корреляция со шкалой умственного развития Бине-Симона (r = 0,82 – у нормальных детей и r = 0,67 – у слабоумных детей). Изучались связи показателей КК с основными тестами интеллекта, в частности шкалой умственного развития Стэнфорд-Бине (r = 0,77), прогрессивными матрицами Равена (r = 0,81). Обращается внимание на независимость друг от друга показателей КК и тестов арифметических способностей.

Наиболее широкое применение кубики Коса находят в клинической психодиагностике. По данным Кошча (1976), тест весьма полезен при работе с такими контингентами испытуемых, как творческие личности с высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталые лица; дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; дети, страдающие неврозами; дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные; больные юношеского и зрелого возраста, страдающие шизофренией.

52. Компьютерные тесты

1. Тесты, предъявление и обработка которых приспособлены к среде ЭВМ.

2. Тесты, специально разработанные для реализации условий и возможностей современной вычислительной техники.


На современном этапе развития компьютерной психодиагностики преобладающее большинство компьютерных тестов – компьютерные версии уже известных методик. Это различные личностные опросники, реже – тесты интеллекта. Проблема, возникающая в связи с появлением компьютерной формы методики, связана с доказательством ее эквивалентности основной версии теста. Сегодня исследованиями доказано, что компьютерные тесты нуждаются в изучении их психометрических параметров. Применительно к характеристике компьютерных тестов введено понятие «эквивалентности валидности», включающее эквивалентность психометрическую, эквивалентность, относящуюся к процессу обследования и популяционную эквивалентность. Исследования за рубежом ограничиваются установлением лишь психометрической эквивалентности компьютерной версии теста. Для многих компьютерных версий тестов, используемых в странах СНГ, отсутствуют данные об их валидности, надежности, величине стандартного отклонения и других психометрических показателях.

Собственно компьютерные тесты, т. е. те, которые изначально разработаны с учетом требований и возможностей современной вычислительной техники, весьма немногочисленны. Их создание осуществляется в рамках так называемого адаптивного тестирования, важнейшей особенностью которого является управление со стороны компьютера основными этапами психодиагностического процесса. Это означает, что должен поддерживаться постоянный и адекватный режим диалога между компьютером и обследуемым. Несмотря на достаточно широкое распространение компьютерных тестов (свыше тысячи тестов ныне используются на Западе в психологических исследованиях, образовании, промышленности и управлении), не утихают споры об их месте в решении многих психодиагностических задач. Наибольшее неприятие исследователей вызывает компьютерная интерпретация результатов тестирования. Простейшие дескриптивные компьютерные интерпретации игнорируют паттерны множественных шкал, содержат противоречивые и взаимозаменяемые утверждения, не обладают гибкостью. Обобщенные утверждения содержат некоторую долю истины обо всех людях, но не решают задачи их дифференциации (эффект Барнума). Компьютерные интерпретации, моделирующие диагностическую деятельность специалиста, далеки от совершенства, и их использование может привести к ошибкам.

Стимульный материал

Стимульный материал

Приложение 8

Субтест 8. Недостающие детали

Инструкция: "Я вам покажу несколько картинок, на которых не хватает некоторых деталей. Посмотрите на картинку и скажите, чего на ней не хватает, что нужно дорисовать".

Время на каждую картинку - 15 секунд. Оценка 1 балл за каждую правильную деталь. Фиксируется только первый ответ в пределах лимита времени. При выполнении субтеста необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способность отдифференцировать существенную отсутствующую деталь от пропущенных в рисунке несущественных. В некоторых случаях это просто недорисованная часть предмета͵ в других - менее заметная, но весьма важная по смыслу деталь, отсутствие которой носит в изображение элемент несообразности. Испытуемый может не знать точного названия недостающей детали, достаточно, в случае если он покажет ее, где она находится.

Верные ответы: 1-дверная ручка, 2-хвост, 3-переносица, 4-ручка у двери, 5-несоответствие в карте, 6-вода не льется, 7-дужка на переносице, 8-колок, 9-уключина, 10-резьба, 11-молот, 12-след от собаки, 13-Камчатка, 14-труба у корабля, 15-нога у краба, 16-отражение руки в зеркале, 17-палец на руке, 18-тень от человека, 19-стремена, 20-снег на дровах, 21-брови.

§

Задание 1

§

Задание 2

§

Задание 3

§

Задание 4

§

Задание 5

§

Задание 6

§

Задание 7

§

Задание 8

§

Задание 9

§

Задание 10

§

Задание 11

§

Задание 12

§

Задание 13

Задание 14

§

Задание 15

§

Задание 16

§

Задание 17

§

Задание 18

§

Задание 19

§

Задание 20

§

Задание 21

Приложение 9

Субтест 9. Кубики Косса

Субтест является модификацией теста Кооса. Начинать следует с совместной работы над первой моделью. В случае если испытуемый не справляется с заданием, следует показать процесс сборки рисунка, заем сломать рисунок и попросить испытуемого собрать рисунок снова. В случае если после этого испытуемый собирает рисунок в отведенное время, то результат оценивается в 2 балла, а не в 4. Аналогично поступают со вторым заданием. В послелующем испытуемый работает самостоятельно. После последовательных трех невыполнений исследование прекращается. Лимитирование времени приводится на бланке для экспериментального исследования. Максимальная оценка по субтесту - 48 баллов.

Стимульный материал

Развёртка кубика Коса

Задания:

Приложение 10

Субтест 10. Последовательные картинки

На обратной стороне картинок каждой серии отмечаются их последовательность при предъявлении (номер) и латинскими цифрами код. Эта информация существует только для экспериментатора. Вначале перед испытуемым раскладывается первая серия "Гнездо". Картинки кладутся в соответствии с номерами на обратной стороне. "Эти картинки расположены неправильно. Ваша задача расположить их в такой последовательности, чтобы у вас получился связанный рассказ". Помощь при составлении серий оказывается только в первых двух сериях, и тогда, в случае повторного верного расположения картинок испытуемым, количество баллов уменьшается до двух.

Лимитирование времени отмечено на бланке, а также код верного расположения картинок.

Стимульный материал - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Стимульный материал" 2017, 2018.

  • - Стимульный материал теста Мейли

    Тест зрительной и слуховой памяти Тест Мейли. Методика K. Meili (1961) используется для исследования зрительной и слуховой памяти детей в возрасте 7–14 лет (и взрослых). Тестирование состоит из двух этапов (см. табл.). На первом этапе исследуется способность к... .


  • - Тест школьной тревожности (Стимульный материал)

    Лев и Лиса Лекарство Образцы рассказав СТИМУЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОПИСАНИЕ МЕТОДИК Заболела Танина мама. Врач прописал ей горькое лекарство. Девочка видит, что мама пьет его через силу, и говорит: «Мама, дай я выпью... .


  • - Стимульный материал.

    Обработка результатов теста Ключ к тесту Стимульный материал Методика определения кратковременной памяти Стимульный материал. Оценка кратковременной зрительной памяти... .


  • - Стимульный материал.

    Набор из 27 кубиков с длиной ребра 4 см; грани кубиков окрашены в красный, зеленый и желтый цвета по следующему расчету (см. табл. 1). Три грани кубика, окрашенные в один цвет, должны составлять трехгранный угол, примыкать к одной вершине. Две грани кубика, окрашенные в один...