Испанские карты как в них играть. Обратная сторона италии

Буррако (Burraco)

Количество колод: 2
Количество карт в колоде: 52 и 2 джокера
Количество игроков: 4 (двое на двое)
Старшинство карт: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т, 2 .
Цель игры: первым набрать в паре со своим партнером 2000 или более очков .
Правила игры. Итальянская карточная игра, в которую играют вчетвером пара на пару, двумя полными колодами карт и четырьмя джокерами. Стоимость карт в очках:

джокер - 30 очков;

2 - 20 очков;

туз - 15 очков;

король, дама, валет, 10, 9, 8 - каждая по 10 очков;

7, 6, 5, 4, 3 - каждая по 5 очков.

Первый сдатчик определяется по младшей карте. Колода тщательно тасуется любым игроком, и каждый игрок вытаскивает по одной карте, тот кто вытащит самую младшую карту, становится сдатчиком. Старшинство карт от тройки до двойки, как указано выше. Если несколько игроков вытащили одинаковые карты, то они еще один раз тянут по одной карте. После определения сдатчика, колода им тщательно тасуется, снимается верхняя часть колоды в размере одной трети, затем сдатчик берет оставшиеся две трети и по одной за раз по часовой стрелке, начиная с игрока слева от сдатчика, сдает каждому игроку по 11 карт. Затем по центру стола в две закрытые стопки кладутся по 11 карт (pozzetti) и оставшаяся колода кладется рядом в открытом виде.

Цель игры заключается в том, чтобы сформировать наборы из одинаковых карт или последовательности из последовательных карт одной масти. Каждый набор или последовательность должны содержать не менее трех карт.

Набор. Состоит из трех или более карт одного значения: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, В, Д, К, Т. Допускается в наборе использовать одну двойку или джокера. Например, набор из четырех карт: 4- 4- 4- 2 или ♣10-♠10- ♦ 10-Джокер.

Последовательность. Состоит из трех или более последовательных карт одной масти, порядок карт может быть (Т)-2-3-4-5-6-7-8-9-10-В-Д-К-(Т). Допускается использовать в последовательности одну двойку или джокера. При составлении последовательности туз должен быть только с одной стороны последовательности, либо с начала последовательности перед двойкой, либо в конце последовательности после короля. Пример последовательности: 7- 8- 9- ♠Т- ♠2- ♠3- 2- ♠5- ♣9- ♣2- ♣В-Джокер- 5- 6.

Чистый набор или последовательности из карт называется Pulito, а грязный Sporco. Последовательность из семи и более карт называется Burraco. Чистый Burraco зарабатывает дополнительные очки для команды.

Первый ход в розыгрыше карт начинает игрок слева от сдатчика. Действия любого игрока состоят из двух действий: взятия карты и выброса другой карты из рук.

При этом игрок на своем ходу может:

добавить карты к существующим комбинациям, если они являются комбинациями этого игрока;

сбросить или открыть комбинацию в любое время. У каждого игрока имеется свое поле для сброса;

каждый раунд должен быть завершен сбросом карт в выкидную стопку.

2 стопки (pozzetti) служат для следующего:

в качестве запасной стопки, если основная стопка закончится, то любая из этих стопок будет использована для игры, если этих стопок уже не будет, то игра будет считаться оконченной;

для пополнения карт игрока, когда у игрока закончатся карты и существует одна из этих стопок, то она будет добавлена к руке игрока (до или после сброса). Стоит отметить, что одна стопка из 11 карт для одной команды, а другая стопка для другой команды. То есть каждая из команд может использовать одну стопку всего один раз.

Раунд может закончиться одним из трех способов:

1. Закрытие.

Команда взяла свою стопку карт pozzetti;

Команда составила Burraco;

Игроки одной команды объединяют все карты кроме одной карты из рук и отбрасывают эту последнюю карту, которую невозможно никуда положить.

2. Остались две карты в колоде. Когда игрок берет третью последнюю карту из колоды, то раунд автоматически заканчивается в конце хода этого игрока.

3. Патовая ситуация. Если сброс содержит всего одну карту и все четыре игрока решили взять колоду и отбросить другую карту. Игроки могут просто обменять нежелательные карты между собой и если никто не хочет, то ситуация заходит в тупик.

После окончания раунда игроки подсчитывают очки.

Победитель - подсчитывает очки за комбинации карт, за бонус /штраф.

Проигравший - подсчитывает очки за комбинации карт минус очки за карты, которые остались на руках, плюс бонус /штраф.

Существует 3 вида положительных бонусов.

Burraco Pulito (чистый) - 200 бонусных очков.

Burraco Sporco (грязный) - 100 бонусных очков.

При выходе из игры - 100 бонусных очков.

Команда, которая не приняла Pozzetti - штраф минус 100 очков.

Команда игроков, которая первой наберет 2000 или более очков, становится победителем в игре.

Один из моментов, которые меня в свое время удивили в Италии - спокойное отношение к игральным картам. Тут карты - обычная игра, как и сотни других. В них играют даже маленькие дети, в школах и дома: мой сын уже в младших классах постиг азы покера - слыханое ли дело?
В моей семье - и я даже не знаю, был ли это отдельный бзик отдельной семьи, или же всеобщая тенденция в стране - карты считались преддверьем порока и всячески избегались в обычной жизни.

Играли мы исключительно летом, в отпуске. Дедуня был заядлый картежник - никаких вам, правда, вистов, бриджей и покеров - а строго "дурак" или, чтоб отдать дань разнообразию, "подкидной дурак", но зато равных в этой игре ему не было.
Все собирались за большим столом во дворе, дедуня чинно вынимал свою рабочую колоду, тасовал, снимал, раздавал, сопровождая все комментариями и прибаутками. Карты были старые и изрядно потрепанные, и пахли точно так же, как и деньги в то время - всем и ничем конкретным.Запах, свойственный вещам, прошедшим через огромное количество рук и побывавшим на всех типах поверхностей.

Моя брезгливая мама деликатно пыталась убедить дедуню периодически проводить санацию орудий труда - ему постоянно дарили новые колоды, разных типов и мастей, но все они рано или поздно куда-то бесследно исчезали, чтобы заново уступить место той самой, старой и видавшей виды.


Это была моя любимая колода - имеется в виду стиль и рисунки. Я до сих пор считаю ее самой красивой - жаль, что в Италии таких нет. Тут все играют в один тип карт, унылый и совершенно не дающий полет фантазии.
А зачем нужен полет фантазии? А вот зачем!

Поскольку игрок из меня был так себе - вообще, в настольных играх я несильна - забываю правила, путаю ходы, отвлекаюсь на разные мысли и вообще туго соображаю, - мне нравилось всматриваться в персонажей и придумывать истории.

Моими любимицами в колоде были Крестовая и Бубновая Дама. Долго решала, кем из них хочу быть - в конеце концов любовь к зеленому цвету победила. Истории мои имели приблизительной такой расклад, с разными вариациями:

Крестовая Дама была влюблена в крестового же Валета. Потому что самое приятное лицо и наряд, и на вид он был парень благородный. А вот у бубнового Валета лицо было нахальное, и мне он не нравился. Он был влюблен в бубновую Даму, безответно, причем. Он ее злобно ревновал, и постоянно плел против нее и своего коллеги крестового Валета разные интриги, на пару с противными кумушками, Дамами Пиковой и Червовой. В моих историях почему-то никогда не находилось места Королям - наверное, потому что им было некогда, они управляли своими государствами.

И вот так могла сидеть фантазировать часами, разглядывая наряды персонажей и перерисовывая их себе в альбом.
А итальянские карты вряд ли бы вдохновили на все это. Оттого-то в них просто играют.

Как возникли итальянские игральные карты, сколько разновидностей игральных карт насчитывается в Италии, чем они отличаются между собой: об этом и многом другом читайте в нашей статье.

Игральные карты являются древним времяпрепровождением, которое до сих пор продолжает оставаться популярным. Игр, в которые можно играть с помощью игральных карт, бесчисленное множество, причем каждая страна, регион или даже населенный пункт изобрели что-нибудь свое, кроме общеизвестных, таких как покер или преферанс.

Сегодня мы поговорим об итальянских игральных картах или же виде времяпровожения номер 1 в итальянских компаниях в барах или за круглым столом в дни семейных праздников.

Чтобы проследить историю появления первой колоды карт на итальянском полуострове, обратимся к истории возникновения карт в общем.

Откуда возникли игральные карты?

Кому только не приписывали изобретение игральных карт: и индийцам, и грекам, и египтянам. Однако до сих пор археологи не находили образцов игральных карт, принадлежащих древним обитателям планеты: в те времена, как показывает история, люди забавлялись игральными костями в виде кубиков шестигранной формы.

Таким образом, специалисты решили, что, пожалуй, карты действительно возникли намного позже, а именно в XII веке, а обязано человечество их появлению аристократам Китая. Будучи очень развитыми и изобретательными людьми, придворные аристократы обнаружили в рисовании небольших картинок с аллегорическими изображениями животных и птиц сначала эстетическую забаву, затем удобный способ передачи секретов, и еще позже - прекрасную возможность развлечься.

Старинные китайские карты. Фото ipromessiviaggi.blogspot.it

Существует и еще одна популярная версия, которая больше относится к истории гадальных карт Таро. Оккультисты утверждают, что их изобрели жрецы Древнего Египта, записавшие свои знания на 78 табличках из чистого золота. Карты имели название "Арканы", среди которых существовали "младшие" и "старшие". Позднее 56 "Младших Арканов" образовали игральную колоду, а остальные, "Старшие" стали основой гадальных карт Таро (от древнеегипетского "та рош" - "путь царей".)

Правда это или нет, достоверно не известно и учеными не доказано.

В любом случае, в Европе карты появились в XIV веке. В 1392 году паяц Карла VI, короля Франции, создал для него собственную карточную колоду, в которой было 32 карты: там не было 4-х дам, что само собой разумеется было бы неприлично.

Далее история повествует, что в 1367 году в Германии карты уже были запрещены, а в 1467 году папский посланник в немецком Берне с ужасом в глазах наблюдал за игрой монахов у стен местного монастыря, о чем сразу же доложил Его Преосвященству. О темпах распространения игр в карты, не смотря на запреты, можно только догадываться.

Немецкие игральные карты, около 1430 г. Фото ipromessiviaggi.blogspot.it

А в следующем веке знаменитые итальянские художники начали изображать мадонн не только на холстах, но и на картах.

В конце XIV века игральные карты были большой роскошью: хорошие экземпляры изготавливались художниками и по индивидуальному заказу. Основные типы карт - итальянские, французские и немецкие - сложились в конце XV века и все они имели различия как в мастях, так и в фигурах.

Французские карты Таро, начало 18 века. Фото ipromessiviaggi.blogspot.it

Итальянские игральные карты

Итальянские карты относятся к "латинским" (испанским) игральным картам, они были завезены на Апеннины в конце XIV века крестоносцами из стран Востока.

Колода итальянских карт, как правило, состоит из 40 игральных карт и 4-х разных мастей: в остальном игральные карты в Италии очень различаются по дизайну и рисункам. В некоторых регионах широко распространены игральные карты испанского типа со странными для русского человека мастями: "мечи", "кубки" (чаши), "пентакли" (монеты, динарии, диски) и "жезлы" (дубинки, палицы); в других областях "прижились" карты французского типа с мастями, "ласкающими" наш слух - червы, бубны, трефы и пики; в третьих играют картами немецкого типа с мастями "лопаты", "дубинки", "сердца", "бриллианты".

Старинные неаполитанские карты. Фото ipromessiviaggi.blogspot.it

Чтобы не растеряться, историки распределили все используемые итальянцами типы игральных карт на подвиды. Оказывается, в зависимости от расположения определенной области Италии и ее исторической роли, итальянцы унаследовали различные виды игральных карт.

Прототипы итальянских игральных карт

  • Североитальянский тип

Эти карты произошли от латинского типа игральных карт. Масти в данных картах имеют названия Spade (мечи), Coppe (кубки), Denari (пентакли), Bastoni (палицы), которые выглядят соответственно как ятаганы, скипетры, динарии и булавы. Карт в североитальянской колоде 40, 52 или 36 (редко).

К данному типу игральных карт принадлежат карты провинций , и (bergamasche, bolognesi, bresciane, trevisane (o venete), triestine, trentine). Распространен данный тип игральных карт в северных и северо-восточных регионах.

Колода бергамских карт. Фото ipromessiviaggi.blogspot.it

  • Испанский тип

Эти карты имеют также 4 масти - Spade (мечи), Coppe (кубки), Denari (пентакли), Bastoni (палицы), которые выглядят соответственно. В испанской колоде всего 40 игральных карт. Названия мастей в данном типе карт, согласно историкам, произошло от классового деления во времена средневековья: рыцари, крестьяне, торговцы и духовенство.

К данному типу карт принадлежат следующие игральные карты:

Колода сицилийских карт. Фото shopasking.com

  • Французский тип

Четыре масти французской колоды наиболее понятны для нас: это пики, трефы, черви и бубны. Первоначально масти французской колоды символизировали атрибуты рыцаря - копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны). Они возникли в результате трансформации старинных мастей "латинской колоды" - "мечей", "кубков", "пентаклей" и "жезлов" (дубинок, палиц). На картах изображены привычные нам фигуры дам, королей и валетов.

К данному типу принадлежат генуэзские, миланские (ломбардские), флорентийские (тосканские) и пьемонтские карты. Колоды французского типа в Италии состоят из 36 (генуэзские или пьемонтские), 40 или 52 карт.


Колода старинных пьемонтских карт. Фото comequandofuorinonpiove.blogspot.com

  • Немецкий тип

Четыре масти немецкой колоды носят названия желуди, бубенцы, листья, сердца; такие карты распространены в провинции , где колода называется "Зальцбургской" и . В немецких колодах, которые продаются в Италии, содержится 36 или 40 карт.

Колода карт Тренто. Фото cardgame-club.it

Типы региональных карт Италии

Карты Абруццо (аббруццези)

Карты Абруццо не являются традиционной колодой, возникшей именно в Абруццо, а вариантом неаполитанских карт. Они выпускаются с 2010 компанией Dal Negro. Это 40-карточная колода в испанском стиле. Единственным отличием карт "аббруццези" по сравнению с более распространенной колодой итальянских карт - их некоторые особенности. Четыре туза символизируют четыре провинции Абруццо, в частности, бубновый туз символизирует город L"Aquila, на нем изображен коронованный орел. Король масти "динарий" имеет черты Фридриха II Швабского. Масть Чаш посвящена провинции Терамо, а "мечей" - Кьети.

Карты Абруццо. Фото cardgame-club.it

Бергамские карты

Бергамские карты являются карты традиционного североитальянского стиля. Мать "мечи" в них также называют "MARGI". Колода состоит из 40 карт с двуглавыми фигурами, карты имеют размер 50 × 94 мм. На тузах "палиц" нанесен девиз "VINCERAI". На тузах кубков, как и в картах Трентино и Брешии, изображены фонтаны, навеянные гербом семьи Сфорца. "Динарии" имеют красный и черный цвет, а на тузах этой масти изображен большой желтый и оранжевый круг. Кроме того, в колодах различных производителей можно найти 4 дополнительных карты.

Карты Бергамо. Фото wikipedia.org

Болонские карты

Болонские карты - карты североитальянского стиля, размер которых является самыми узкими и длинными в Италии - 49х104 мм. Такие карты распространены более всего в Центральной Италии. Произошли они от итальянских гадальных карт Таро, откуда изъяли вальтов, королев и карты достоинством от 8 до 10, прибавив карты достоинством от 2 до 5. Таким образом, современная колода болонских карт состоит из 40 карт, изображения цифр и фигур на которых двусторонние (кроме туза "динарий").

Карты Болоньи. Фото wikipedia.org

Карты Брешии

Это единственная региональная колода в Италии, которая существует в единой версии - 52 карты, так как играют такими картами только в одну карточную игру: "cicera bigia".

Брешианские карты - узкие, с соотношением длина/ширина более 1:2, и носят титул самых крошечных карт Италии: из размер составляет 43×88 мм. Многочисленные карты в колоде имеют "прозвища": так, вальта "кубков" называют "Fant cagnì"или "Fant Gop", двойку "мечей" - "Felepa sensa pei" или "Figa de fer", двойки "динарий" - "Le bale del"orso", двойку "палиц" - "Figa de legn" и др.

Карты Брешии. Фото wikipedia.org

Генуэзские карты

Данные вид региональных карт распространен во всей Лигурии. Произошла генуэзская колода от французской и эти карты наиболее схожи с традиционными французскими (парижского стиля).

Размер карт колоды - 58×88 мм, общее число карт - 40 (однако существуют и версии по 36 карт и 52 карты для карточных игр Baccarà и Chemin de fer).

Карты Генуи. Фото cardgame-club.it

Миланские карты

Миланские карты также произошли от французской колоды. Размер карт - 50×94 мм, общее число карт в колоде - 40; карты отличаются прекрасным дизайном, с "двуликими" фигурами и наиболее схожи с колодаму "швейцарского" стиля. Валет "треф" носит на груди символ Милана.

Такими картами играют в Восточной Ломбардии.

Карты Милана. Фото cardgame-club.it

Неаполитанские карты

Неаполитанская колода произошла от колоды испанского типа. Это региональные карты, которые получили наибольшее распространение во всей Италии и ими играют в большинстве регионов итальянского юга. Структура колоды повторяет сицилийскую колоду XIX века. Некоторые карты имеют собственные прозвища: так, три "палиц" называют Gatto Mammone, короля "динарий" - matta.

Колода состоит из 40 карт размером 50×83 мм.

Неаполитанские карты масти "динариев". Фото cardgame-club.it

Карты Пьяченцы

Данная колода произошла от колоды испанского типа; в ней содержатся 40 карт; фигуры изображены двуглавыми (двусторонними). Однако до 50-х годов прошлого века фигуры были цельными.

Созданные в Пьяченцы, прототип этих карт, вероятно, были завезен в город во времена французской оккупации. Данные карты можно встретить в восточной Реджо-Эмилии, южной Ломбардии, Гарфаньяна, Марке, Умбрии и Лацио.

Исходная колода карт Пьяченцы очень схожа с испанской колодой, нарисованной Фелипе Айэт в 1575 году и найденной в мадридской башне Лос Луханес при ее сносе. Все фигуры колоды изображены полностью, включая ноги; туз "динарий" изображен в виде огромного коронованного орла.

Карты Пьяченцы. Фото cardgame-club.it

Пьемонтские карты

Пьемонтские карты очень напоминают генуэзскую колоду, от которой они, вероятно, и произошли. Это карты с французскими мастями, с двуглавыми фигурами, изображенными в бельгийском стиле.

Пьемонтские карты выпускают в вериях 40, 36 и 52 карты в колоде; из размер очень мал - всего 50×83 мм.

Карты Пьемонта. Фото cardgame-club.it

Сардские карты

Сардские карты наиболее сильно похожи на современные испанские из всех современных региональных итальянских колод. Масти носят название: cuppas (кубки), oros (динарии), bastos (палицы) e ispadas (мечи). Колода состоит из 40 карт, фигуры в них одноглавые, карты имеют размер 56×88 мм. Как и в испанских колодах, валет в этих картах (sutta) имеет номинал 8 очков, конь (caddu) - 9, король (re) - 10.

Сардская колода. Фото cardgame-club.it

Сицилийские карты

Сицилийские карты похожи на неаполитанские, но имеют более малый размер. Здесь также королева занимает место валета. Король "динарий" ности название "matta" и имеет особую роль в разных играх, как, например, sette e mezzo и cucù. "Палицы" называются "mazzе", масть "динарии" - "oro".

Колода состоит из 40 карт.

Сицилийская колода. Фото cardgame-club.it

В первых экземплярах сицилийской колоды конь "палиц" представлял Гарибальди, а король - короля Vittorio Emanuele II.

Флорентийские карты

Тосканские карты имеют французские масти; колода состоит из 40 карт размером 67×101 мм, что делает их самыми крупными в Италии. Тосканской колодой играют везде в регионе, кроме Гарфаньяна.

Вальтов и королей в низ называют соответственно "gobbo" и "regio".

Тосканская колода. Фото cardgame-club.it

Венецианские карты (карты Тревизо, Венето)

Такой тип колоды распространен во всем регионе и . Исторические колоды XVIII века, хранящиеся в музее Correr Венеции, насчитывают 52 карты. Первоначально фигуры на картах были полными, но в XIX веке их стали печатать двуглавыми.

Современные колоды насчитывают 53 или 40 карт. Наряду с болонскими, венецианские карты очень длинные: иx размер составляет 49×104 мм.

Старинные венецианские карты. Масть "палицы". Фото wikimedia.org

Наконец-то я решилась кратко рассказать историю игральных карт в Европе. Материалов и примеров много, поэтому самое сложное - вовремя остановиться и не перегружать вас ненужными подробностями, которые интересны только специалистам. Если кому-то будут непонятны какие-то моменты или захочется узнать о чем-то более подробно, то спрашивайте, не стесняйтесь. Сразу предупреждаю, что хотя история игральных и гадальных карт часто пересекались, о картах таро подробно рассказывать не буду, упомяну лишь о некоторых существующих связях.

История игральных карт в Европе.
История карт в Европе довольно сложная и запутанная. Точно неизвестно, когда именно там появились первые колоды, скорее всего они не сохранились. В конце 14 века в различных документах появляются упоминание о картах и их производстве. Судя по внешнему виду карт, о котором я более подробно расскажу ниже, не было какого-то единого пути проникновения их в европейские государства, скорее всего, было несколько разных, независимых друг от друга источников. Вероятно, разными путями карты попадали в отдельные районы Европы из стран Востока, а затем претерпевали изменения сообразно культуре той или иной местности. Изначально не было какого-то единого типа карт даже в одном регионе, существовало огромное количество вариаций количества карт в колоде, типов мастей и тому подобных вещей. Только спустя долгое время смогли прийти к какому-то общему знаменателю, и образовалось три основных типа колод, различавшихся обозначением мастей которые существуют до сих пор. Каждый тип карт распространен в определенном географическом регионе. Соответственно это итало-испанский, немецкий (с швейцарской разновидностью), франко-английский типы колод. Рассмотрим более подробно каждый из этих типов.

1. Испания и Италия.
Одни из первых известных и дошедших до наших дней карт появились именно в этом регионе. Судя по внешнему виду карты были заимствованы у арабов, что и не удивительно, если учесть связь этого региона со странами Востока и мусульманское влияние на испанскую культуру. В Испании карты получили название naibes или naipes. Это название образовалось от арабского названия карт. В колодах было четыре масти, которые хорошо знакомы тем, кто работает с картами таро: монеты, кубки, мечи и жезлы. В отличие от карт мамлюков, испанцы стали на придворных картах рисовать изображение людей. Кроме того, из колоды исчезли десятки – в ней осталось 48 карт. 10 – это Валет (la sota) , 11 – это конь (el caballo), 12 – это король (el rey). Позднее для некоторых игр появились колоды с 40 картами (в них отсутствуют 9 и 8), колоды с таким количеством карт характерны именно для Испании. Примеры подобных колод.

Классическая испанская колода с 40 картами: номерные от 1 до 7 , два рыцаря и король. Король всегда изображается стоя .


Fournier Spanish Cards

Еще одна колода этой фабрики





Simeon Durá, Valencia, Spain, c.1875

Похожие карты появились и в Италии. Они имели сходное с испанским название naibi (naibbe, nahipi) , в 15 веке также встречается название сарацинские карты.

Карты с бергамским шаблоном. Современная итальянская колода. По количеству и составу карт сходна с испанскими колодами.

На севере Италии возникла на основе этой колоды особая разновидность карт, которая сейчас нам известна как таро. К колоде добавились 22 козырные карты или как их называли триумфы. Кроме того, именно там впервые стали встречаться колоды, в которых среди придворных карт помимо короля и двух рыцарей появляется дама. Позднее дама в северо-итальянских игровых колодах (и франко-английских, традиционных для нас) заменила одного из рыцарей. В испанских колодах обычно дам нет

Tarocco Bolognese

Несколько карт из колоды Tarocco Bolognese di G.M. Mitelli published by Il Meneghello (17 век).

К сожалению, многие старинные колоды 15 - 16 веков дошли до наших дней в неполном варианте, часто известны бывают меньше половины колоды, так что не всегда возможно судить сколько карт в ней было. Вот несколько интересных примеров колод старинных карт с испано-итальянскими мастями. Чаще колоды были черно-белыми, раскрашенные колоды могли позволить себе только очень богатые люди.

15 карт на неразрезанном листе из книги, выпущенной в 1519 году.



Несколько сохранившихся карт из каталонской колоды 1495 года.




Несколько карт из колоды Phelippe Ayet, c.1575


Очень интересная красивая колода (позволю себе показать все карты из нее, которые мне удалось найти). Сделана колода была на заказ у германских граверов к свадьбе Филиппа Красивого и Хуаны в 1486 году. Римскими цифрами обозначены не арканы, как мы с вами сейчас привыкли, а номерные карты. Интересно, что тут еще присутствуют нетрадиционные для испанских колод десятки.

Кроме того, вместо масти монет здесь изображены плоды граната. Так что колода совсем не типичная для Испании, и несет в себе черты и итальянского и немецкого влияния.

Что касается названия таро или тарок (tarocco), то появилось оно только в 16 веке, до этого их назвали carte da trionfi (карты с тиумфами). Изначально не было определенного правила того, что должно быть нарисовано на картах триумфах.

Они, как и вся колода не несли эзотерического значения, колода служила только для игры.

Вот, например, известна единственная игральная карта из несохранившейся колоды, на которой изображен корабль. Принято считать, что она была одним из триумфов.


Sola Busca Tarocchi


Одна из старейших колод. На триумфах изображены герои римской мифологии. Возможно автор колоды и вкладывал в рисунки старших арканов какой-то особый смысл, особенно если учесть тематику изображений, но колода скорее все таки была именно игральной, а не гадальной.

До сих пор подобные игральные колоды, предназначенные для игры в тарок, имеют хождения на территории Италии и некоторых других стран. Причем карты старшего аркана могут не иметь ничего общего с видом карт предназначенных для гадания. Вот пример подобной колод.





Пеьмонтское таро. Колода для игры. (Современная колода)

Фрагменты еще двух современных игральных колод таро

Кроме того, позднее стали встречаться варианты колод для игры в тарок и с мастями франко-английского, более привычного для нас вида.

Примеры:





Tarot Francais des Fleurs 78 cards) 1902






Колода фирмы Piatnik Industrie und Gluck Tarock Cards (Klub-Tarock No_ 128)

Одновременно существовали и сарацинские карты, обычно более мелкие по размеру, и карты с триумфами, более крупные и качественные по рисунку, и поэтому более дорогими.
Колоды с испано-итальянским обозначением мастей без старших арканов существуют до сих пор. Кроме Испании и Италии их можно встретить в странах Латинской Америки.


Playing cards engraved in silver from Peru, 1745

Кстати, если будете смотреть сериал «Подпольная империя», то обратите внимание, что в одном из фрагментов итальянские гангстеры играют именно в колоду с итало-испанскими мастями.

Несколько примеров интересных колод испано-итальянского типа.






"Посвящение Кадисской конституции 1812 г."
Барселона, 1822 г.
Kunstler: Kupferstecher um 1822 aus Barcelona
Langtitel: Kartenspiel zur Erinnerung an die Konstitution von Cadiz
Entstehungsjahr: 1822

Вместо чаш тут ядра, а вместо монет – листы с текстом конституции.


Колода Baraja Ibero Americana. Выпролнена фабрикой Fournier для испано-американской выставки в 1929 году. Судя по нумерации на картах, в ней нет 10. Т.е.е это пример колоды из 48 карт.

Шаблоны итало-испанских мастей можно разделить на два типа: испанский и северо-итальянский. Для испанского типа характерно изображение жезлов виде дубин, прямые мечи или кинжалы, кубки с резкими очертаниями, а на денариях часто изображается солярная символика или женский профиль. Для северо-итальянских - аристократические прямые жезлы, круглые мечи, мягкие линии чаш, на денариях преобладает цветочная символика.
Итало-испанская колода распространена в Италии, Испании, Португалии и Латинской Америке. Её отличительным признаком является использование традиционных символов мастей: мечей, кубков, палиц и монет. За полтысячеления в ней выработаны два типа шаблонов, условно называемых северо-итальянским (с зоной распространения в Северной Италии) и испанским (с зоной распространения в Южной Италии и на островах, в Испании, Португалии и Латинской Америке).


Карта распространения типов карт в Италии по регионам.

Интересно еще отметить, что в Италии до сих пор в некоторых регионах существует карточная игра « Кукушка» с совершенно особой колодой. Что интересно подобная игра с похожей колодой существует в Швеции и Дании, но не встречается в центральной Европе. Как так получилось, не очень понятно. Возможно, что когда-то эта игра имела более широкое хождение, но потом в большинстве стран забылась. А может быть, какой-то путешественник привез игру из одного региона в другой, и там она получила неожиданную популярность.

Для работы над постом я использовала многие материалы, котрые находятся в нашей с

Текущая страница: 10 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

В музейной экспозиции Брюсселя хранится первая из известных колод карт со сдвоенными изображениями. Как это ни удивительно, но они снабжены итальянскими символами масти. На короле жезлов изображен щит с гербом, на котором нарисован двуглавый орел и слова «Carte da Giuoco». На двойке мечей видим надпись: «Fabrica di Gaetano Salvotti in Vicenza sul Corso, 1602».

Глава 9
Игральные карты в Испании

Просвещенный Сальвини, писавший свои труды в начале XVIII в., верил в большую вероятность того, что игральные карты, а также шахматы принесли с собой мавританцы во время своего вторжения в Европу. Эти сарацины захватили всю Азию с Африкой и попытались переплыть море еще в VII в. К 832 г. они полностью завоевали Сицилию, в 710 г. были в Испании, а около 731 г. через Лангедок вторглись на территорию Франции и дошли до Арля. Южная Испания принадлежала им до 1492 г. Около 842 г. отряды сарацин продолжили путь с Сицилии на Калабрию и через несколько лет дошли до Рима и Тосканы. Они оставались в разных областях Италии до X в. Папа римский и итальянские правители пользовались их услугами как солдатами для ведения своих непрекращающихся войн. По сравнению с европейцами сарацины представлялись свободными от предрассудков и суеверий людьми, к тому же существуют неопровержимые доказательства того, что мы обязаны им за появление в Европе науки, письменности и, безусловно, шахмат. Марокканцы теперь увлекаются старинной испанской игрой в ломбер, которая во многом напоминает индусскую игру под названием «Ганжифа». И теперь трудно сказать, была ли эта игра изначально их собственной, или они переняли ее у испанцев.

Буллет в своей книге Recherches Historiques sur les Cartes a Joufer, написанной в 1757 г., и монсеньор Ляббе Риве в Eclaircissements Historiques et Critiques sur l’lnvention des Cartes á Jouer, изданной в Париже в 1780 г., считают, что проникновение европейских игральных карт в Испанию произошло через сарацинский восточный источник.

В арабских сказках «Тысячи и одной ночи», где надо было бы искать сведения об игральных картах, не находим о них ни малейшего упоминания. Именно поэтому и потому, что ни Марко Поло, ни Чосер о них даже не обмолвились, мистер Уилтшир, в 1878 г. написавший предисловие к каталогу коллекции игральных карт Британского музея, верит в их европейское происхождение.

Как известно, испанских игральных карт, изготовленных раньше 1600 г., не существует, хотя ни у кого не возникает сомнений в том, что они появились задолго до указанного времени. Авторитетный специалист по французским игральным картам нашего времени Даллеман считает, что их могли завезти в Испанию из Франции с багажом какого-нибудь рыцаря из свиты дю Геклена, отправившегося на битву с Педро Жестоким около 1367 г.

Еще одно его не лишенное интереса предположение состоит в том, что игральные карты могли прийти в Испанию прямиком из Фландрии на торговых судах, курсирующих между двумя этими странами с партиями шерсти и прочих жизненно важных товаров. Он добавляет в связи с этим, что для данного предположения находится подтверждение в самом названии карт по-испански – Naipes. По утверждению автора испанского словаря Фернандеса Куэсты, члены Академии его страны предполагают, что слово Naipe могло происходить от фламандского слова Knaep, означающего «бумага».

В разное время во Франции игральные карты упоминались как «листья», «страницы» или даже «бумага для игры» – «papier a jouer». А в XV столетии немецкие карты «Траппола» однозначно назывались Trappola Blattem в простом значении «листья».

Около 1540 г. фламандский писатель Эклу, или Паскасий Юст, совершил путешествие по Испании. Позже он написал о страстном увлечении испанцев карточными играми. Он объехал много территорий этого королевства, где не мог достать товаров первой необходимости, даже хлеба и вина, зато в каждой самой захудалой деревеньке у жителей можно было найти игральные карты.

Начиная с XV столетия мастера из Тулузы и Трира изготовили для Испании значительное количество игральных карт. А ремесленники Руана отправляли на фламандских парусных судах специально для испанского рынка изготовленные игральные карты, которые шли и дальше – в Португалию. К тому же наладилась бойкая торговля испанскими картами с Лиможем.


ФРОНТИСПИС ИЗ КНИГИ ПАСКАСИЯ ЮСТА


Эти древние испанские карты отличаются относительно небольшим размером, особенно те, что ввезли из Лиможа и Руана. Их раскрасили по трафарету желтым, оранжевым и зеленым цветом. Размер некоторых из тех, что находятся в нашей коллекции, составляет только лишь 2 7 / 8 × 1 5 / 8 дюйма, и они считаются большой редкостью. Их изготовили в итальянской манере, то есть с загибом бумаги карты назад с образованием бортика, отмеченного замысловатыми диагональными линиями по лицевой стороне карты. Сама бумага представляет интерес своей текстурой, а оформление можно назвать грубоватым оттиском с деревянных клише. Полвека спустя игральные карты стали больше по размеру, в частности те, что поступили из Трира и Бордо. К тому же использовалось больше веселой алой и синей краски, а также желтой, которая больше всего нравится испанцам. В нашей коллекции хранятся карты, изготовленные португальским мастером Инферрерой в то же самое время, что и французские. Они также оттиснуты с деревянных клише с раскраской по трафарету в оранжевый и черный цвет. Бумага ничем не отличается от той, на которой нарисованы карты из Лиможа; и снова листы бумаги со стороны рубашки согнуты с образованием бортика. Этот бортик оставлен без покраски. Вверху и внизу каждой карты нанесено название масти, к которой она относятся, а также представлены числа или – в случае с фигурными картами – инициалы с указанием ее разряда. Строение и одежда персонажей на фигурных картах вызывают самую искреннюю симпатию, особенно весело разукрашенные кавалеры. Тузы с буквами А украшены драконами, держащими в пастях символы масти. Некоторые из этих карт, выставленные в Национальной библиотеке Парижа на всеобщее обозрение под табличкой 96 Les Cartes Tarots et les Cartes Numerales, кардинально отличаются по цвету. Они тщательно раскрашены в красных и синих тонах, сходных с теми, что использовал Жан Валай из Трира.


ОБЛОЖКА И ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ КНИГИ «СОВЕРШЕННЫЙ ИГРОК», 1734 Г.

На фронтисписе работы Хогарта изображена игра в «Тени на троих» (Ombre a trois) за треугольным столом. Эта старинная испанская карточная игра очень полюбилась при английском дворе. Ей на смену пришла игра для четырех участников под названием «Кадриль» (Quadrille), пользовавшаяся популярностью до конца XVIII в.


Национальная испанская игра в ломбер совершенно очевидно появилась в донкихотские времена, и в испанской колоде для этой игры насчитывается 40 карт. Из колоды исключены восьмерки, девятки и десятки, а также в соответствии с восточной традицией отсутствует дама. Вместо нее используется кавалер или конный рыцарь. В отличие от итальянских карточных королей испанские всегда стоят в развевающейся, усыпанной драгоценными камнями мантии. Так как в ломбер часто играли втроем, на протяжении XII, X и XVII вв. специально для этой игры изготавливали треугольные карточные столики.


ИСПАНСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ В МАДРИДЕ В 1792 Г.


ИСПАНСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ 1840 Г. ВЫПУСКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ФИГУРНЫХ КАРТ МАСТИ МЕЧЕЙ И ТРИ ЧИСЛОВЫЕ КАРТЫ МАСТИ ЖЕЗЛОВ


За символы масти для испанских карт приняты кубки, мечи, денарии и кресты или жезлы, и снова их оформление отличается от итальянского. Испанские мечи выглядят как прямые обоюдоострые рапиры, а жезлы – как тяжелые неуклюжие кресты. Испанские символы масти всегда располагаются параллельно друг другу и никогда не сплетаются, как итальянские. Единственным исключением в этом плане выглядят карты мастера Инферреры.

На 1583 г. приходятся сообщения о массовом отъезде карточных мастеров из Лиона в Испанию по причине непомерных налогов, введенных в их стране, но все мастера из Трира на протяжении XVII в. поставляли игральные карты в города по всей Испании.


УПАКОВКА ДЛЯ ИСПАНСКИХ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ


СЛЕВА: ФРОНТИСПИС КНИГИ LIBRO Y BARAJA ДОНА ФРАНСИСКО ГАЗАНА С ОБЪЯСНЕНИЕМ ЗНАЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ КАРТ ПО ГЕРАЛЬДИКЕ ДЕ БРИАНВИЛЛЯ, МАДРИД, 1748 Г.

СПРАВА: ГЕРБ EL REY DE OROS С ГЕРАЛЬДИЧЕСКИМИ ЗНАКАМИ ПАПЫ КЛИМЕНТА XII ИЗ НЫНЕШНЕГО ИЗДАНИЯ ДАННЫХ СТАРЫХ КАРТ


В нашей коллекции хранится полная колода на 48 игральных карт, состоящая из девяти числовых листов, рыцаря, кавалера и короля четырех мастей и изготовленная в Мадриде в 1792 г. Об этом сообщается на четверке денариев, и там же можно прочесть имя мастера: «Real fabricados de Madrid рог D. Felix Solesie e Hijos». Карты оттиснули с деревянных клише и раскрасили по трафарету красным, синим, зеленым и желтым цветом. Данные фигурные карты, в отличие от карт мастера Жана Валая, сработанных на 100 лет раньше, выглядят скорее как испанские, а не французские.

На картах колоды, изготовленной в 1801 г., в верхнем правом углу нанесена нумерация всех мастей от 1 до 12. На ее упаковке можно прочесть имя дона Педро Кастилло (Don Pedro Castillo). Такая нумерация карт стала обычным делом только спустя много лет. На картах, изготовленных по трафарету в Кадисе около 1840 г., подобная нумерация отсутствует, нет ее и на картах мастера дона Санмиарти-сына 1852 г. выпуска. Не видно ее и на картах с надписью «J.B. David en Cadiz у Puebla», датированных 1868 г. Тем не менее на картах на несколько лет моложе, изготовленных в Барселоне мастером Кристобалем Массо, в верхнем правом углу номера стоят.

Изменения по сравнению с данными картами, нарисованными по трафарету, обнаруживаются на прекрасных гравюрах игральных листов, выполненных около 1872 г. на фирме Fulladosa у Ca., находившейся в Барселоне. Масть мечей нанесли синей краской, кубков – красной, жезлов – коричневой и денариев – оранжевой. На фигурных картах видим изображения дамы, кавалера и короля, и всем им присвоены имена испанских правителей, грандов и благородных дам, начиная с Педро Жестокого и Сида. Здесь мы имеем дело с единственным примером испанских карточных дам (экземпляр – в нашем распоряжении) за исключением тех португальских карт, которые изготовил Инферрера. Но они стоят относительно низко для себя и отличаются итальянскими чертами.

Сохранились похожие трафаретные карты мастеров Хосе Бау из Валенсии, Леона и дона Сегундо Олеа из Кадиса, а также потомков Камеса, Г. Вилласенора, Хуана Кодолы, Себастьяна Комаса Бикарта и Симеона Дуры из Валенсии.


ИСПАНСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ МЕТОДОМ ЛИТОГРАФИИ В 1900 Г.


УПАКОВКА ДЛЯ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ И КАВАЛЕР МЕЧЕЙ, МЕКСИКАНСКИЕ КАРТЫ, 1868 Г.


Иногда вместо имени мастера на картах писали наименования фирм (La Flor, El Ciervo или El Sol), а упаковки украшали вычурно, под стать их названий.


МЕКСИКАНСКИЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ NAIPES NACIONALES, 1896 Г.


Сохранились игральные карты, выполненные методом плоской печати в 1899 г. мастером Рудольфо де Олеа из Кадиса, а в следующем году вышли карты некоего Гераклио Фоурньеры из Виктории. В этих колодах персонажи фигурных карт одеты в костюмы своего времени, под мастью кубков изображены удалые представители знати XVII в.: мечей – тамплиеры, денариев – куртизанки, жезлов – индусы.

История мексиканских карт начинается с 1868 г. Их изготовил Ф. Мунгуйя, чья фабрика сначала называлась La Campana, а потом La Estrella и находилась в Мехико. Тем временем Ж.Б. Техеда владел карточной мануфактурой в Пуэбло. Эмильо Куэнка из Мехико, владеющий фабрикой El Sol, хранит колоду ломберных карт на 40 листов, изготовленных в 1896 г., которые все называют Naipes Nacionales. На них изображены ацтекские символы. Короли и рыцари представлены в виде вождей ацтеков, кавалеры – конкистадоров, масть кубков нарисована как ацтекская керамика, а вместо мечей – мачете, притом что денарии и жезлы украшены ацтекскими символами.

Глава 10
Игральные карты в Швейцарии

Повествование об игральных картах в Швейцарии начинается с того момента, когда некий брат из монастыря в Брефельде по имени Иоганн написал на совершенной латыни такие слова: «De Мoribus et Discipline Humane Conservations». Таким образом, известное развлечение под названием карточной игры пришло к нам в 1377 г., но когда и кто ее придумал, мне знать не дано. Но хочу заметить по этому поводу, что она ставится в заслугу благородным и простым людям, особенно если они играют вежливо и не ставят на кон свои деньги. В первой главе своего труда он рассказывает, что «в игре, которую люди называют карточной, они рисуют карты в разном виде и играют ими тем или иным образом». Из такого заявления можно сделать вывод о том, что игральные карты уже надежно вошли в жизнь народа и использовались достаточно долго, причем существовало несколько вариантов карточной игры. Он продолжает так: «В том виде, в каком эта игра дошла до нас, для нее предусмотрено четыре короля, изображенных на четырех карточных листах, а каждый из королей держит в руке определенный символ и сидит на королевском троне. А под королем находятся два королевских конюших. Один из них держит в руке символ вверх, а второй – вниз».

Эти двое конюших – в колоде карт XV в., а позже они представлены дамами и валетами или двумя валетами с рыцарями. Интересно отметить, что в руках всех «одноголовых» валетов, даже тех, что рисуют нынче в Бельгии, жезл в руках двоих из них все еще держится головкой вверх, а у других двоих – вниз. Указанная дата тоже совпадает с той, что отмечена в архиве двора Иоганна и Венцесласа Брабантского.

Дальше он дает описание колоды из 52 карт, добавив, что под этими первыми названными тремя картами к каждому королю относятся еще по десять карточных листов, «на каждом из которых располагается символ соответствующего короля: на первом – один раз, на втором – два раза и так далее».

К сожалению, автор не дает описания упомянутых символов, и нам, скорее всего, не удастся узнать, пришла ли эта игра из Италии, Германии, Франции или Испании, а также нарисовали ли эти карты в какой-нибудь соседней долине со швейцарскими символами масти в виде гербов, желудей, роз и колокольчиков. Эти старинные швейцарские карточные колоды состояли из фигурных листов с изображением короля, кавалера и валета, использующихся до сих пор, а также тузов, символы которых нарисованы на знаменах. В швейцарской колоде, изготовленной в Шаффхаузене, насчитывается по шесть числовых листов каждой масти, а в колоде, изготовленной в Золотурне, их девять.

Сохранилось письменное свидетельство того, как из-за старого указа правителя Лиона от 1583 г. многим ремесленникам пришлось уехать в Швейцарию из-за чрезмерных сборов, причитающихся с игральных карт. Этот указ «напугал карточных мастеров до такой степени, что те предпочли не подвергаться страданиям, а покинуть свое королевство и свои родные края, не поступившись собственной свободой и забрав с собой клише для изготовления этих карт печатным способом. В сложившихся неблагоприятных обстоятельствах, в скором времени поразивших всю Францию, король данный указ отменил, но было уже слишком поздно». Однако в летописи, составленной через 15 лет, находим упоминание об особых порядках, введенных в Лионе для изготовителей швейцарских игральных карт.


ПЕРВЫЕ ИГРАЛЬНЫЕ КАРТЫ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ В БАЗЕЛЕ

Посмотрите на швейцарские символы масти в виде гербов, колокольчиков, роз и желудей. Тузы обозначены знаменами, XVI в.


Многие из старинных швейцарских карт, сохранившихся до наших дней, представляют собой все те же знакомые нам карты Таро. Их оттиснули с деревянных клише, по размеру они большие и исполнены очень грубо, зато весьма радуют глаз своими старыми красными и синими оттенками. Самые старые серии, находящиеся в нашей коллекции, сделал Йоханнес Пелагис Майер из Констанцы, в конце XVII в. владевший предприятием по изготовлению игральных карт. Изображения la Papesse и le Pape заменяют на жизнерадостных Юнону и Юпитера, а написание их имен по несуразности может соперничать только с оформлением самих карт.


ДАМА И КАВАЛЕР, А ТАКЖЕ ТРОЙКА И ЧЕТВЕРКА КУБКОВ ИЗ СЕРИИ КАРТ ТАРО РАБОТЫ МАСТЕРА ЙОХАННЕСА ПЕЛАГИСА МАЙЕРА ИЗ КОНСТАНЦЫ, 1680 Г.


КОРОЛЬ, ДАМА, КАВАЛЕР, А ТАКЖЕ ДВОЙКА, ТРОЙКА И ЧЕТВЕРКА ДЕНАРИЕВ СЕРИИ КАРТ ТАРО РАБОТЫ МАСТЕРА БЕРНАРДА ШАЕРА НАЧАЛА XVIII В.


ВАЛЕТ ДЕНАРИЕВ, КОРОЛЬ КУБКОВ И КОЗЫРНАЯ ДВОЙКА, А ТАКЖЕ СОЛНЦЕ С ЛУНОЙ ИЗ КОЛОДЫ КАРТ ТАРО, ИЗГОТОВЛЕННЫХ В КОНСТАНЦЕ В 1680 Г.


ВВЕРХУ: ПИКОВЫЙ И ЧЕРВОННЫЙ КОРОЛИ ИЗ ВЫПУСКА ШВЕДСКИХ ИГРАЛЬНЫХ КАРТ 1880 Г.

ВНИЗУ: ТРИ КАРТЫ ИЗ ВЫПУСКА, ОТПЕЧАТАННОГО В ШВЕЙЦАРИИ В 1878 Г.

На тузах изображены виды страны, а на фигурных картах нарисованы персонажи в костюмах и гербы различных кантонов


ИЗ ВЫПУСКА ШВЕЙЦАРСКИХ КАРТ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ В 1874 Г.

Здесь представлены туз, двойка и шестерка, а также три знака отличия на гербе


В колоде карт начала XVIII в., изготовленных на фирме Bernard Schaer in Miimliswil im cant. Solothurn, тоже вместо Papesse и Pope числятся Юнона и Юпитер. Французский цветок ириса нарисован на двойке кубков и всех денариях числовых карт этой масти.

На двойке денариев третьей серии карт Таро стоят как имя изготовителя, так и дата изготовления: «Joseph Jagi, M. Cartier a Mumliswil. 1779». На четверку денариев нанесли три французских цветка ириса. Оформление этих карт отличается повышенной резкостью. Господствующими тонами выступают густо-синие краски на серо-голубом фоне. На картах Таро данных серий сохраняются особенности таких карт, изготовленных во Франции. Одной из таких особенностей можно назвать положение короля денариев: у него недовольное выражение на лице и он всегда сидит на краешке своего трона со скрещенными ногами.


ДАМА, КАВАЛЕР И ВАЛЕТ ЖЕЗЛОВ ИЗ СЕРИИ КАРТ ТАРО РАБОТЫ КАРТОЧНОГО МАСТЕРА ИЗ МЮМЛИСВИЛЯ ИОСИФА ДЖАГИ, 1779 Г.


Эти эскизы в большей своей части изготавливались в Швейцарии, а цветов ириса могли вполне добавить французские ремесленники в те долгие годы снабжения швейцарцев игральными картами. В архивах Руана сохранились обращения за защитой от чрезмерных поборов, адресованных уполномоченным лицам этого города в 1701 г. Под такими петициями стоят подписи без малого сорока карточных мастеров: «Умоляем вас подумать над тем, что город Руан считается единственным городом в нашем королевстве, где можно говорить правду. В этом городе производятся товары для вывоза в зарубежные страны, и совершенно справедливо сказать, что в нем делается такого товара больше, чем в остальных городах, вместе взятых. На самом деле репутация игральных карт из Руана известна в Испании, Швеции, России, Швейцарии, Дании, Англии и особенно во Фландрии. Поэтому в 1648 г., когда король вводил налог на все карты, изготавливаемые в его королевстве, он сделал исключение для игральных карт, сработанных в Руане».

Даже карты Таро последней четверти XIX в. сделаны по этим старинным эскизам и с сохранением сложившейся традиции. В 1747 г. появился пространный доклад мастеров карточного дела, составленный в Париже для председателя госсовета, с описанием степени популярности французских игральных карт в различных зарубежных странах. При этом внимание адресата, в частности, обращалось на высокий спрос на них в Швейцарии, где они полюбились народу больше всего.

Владелец предприятия по изготовлению карт Жан Хемау, живший в конце XVII столетия, вспоминает об отношении к фигурам и их аксессуарам на своих картах, оттиснутых с немецких клише более чем столетней давности. Это старинное напоминание служит показателем привычки к популярным оттискам наиболее красивых сюжетов, выполненных первыми великими мастерами гравюры. Представители церкви не возражали в связи с тем, что король желудей сидит на настоящем готическом троне, украшенном по бокам красивыми пергаментными панелями, характерными для мебели того времени. Король роз восседает на просторном низком троне, очень напоминающем те, что изображены на выпущенных в Нюрнберге картах со средневековыми картинами. На голове короля колокольчиков водружена украшенная цветами корона, которая тоже пришла из немецкой карточной колоды XVI в. А король гербов сидит на одном из высоких кресел, относившихся чаще всего к немецкой церковной обстановке XV в.

Желуди растут на черенках совсем не так, как принято в природе, а розы заканчиваются в листьях, в середине которых, к всеобщему изумлению, находим головку ангела. На четверке колокольчиков нарисована крепость, на которой висит герб города Эпинали, где жил и работал Жан Хемау. На многих старинных картах точно так же изображены нюрнбергский лев и герб.

Практически все особенности этих старинных карточных колод сохранились на швейцарских картах, которые до сих пор изготавливают в Швейцарии.


КАРТЫ ДЛЯ ИГРЫ В «ТРАППОЛУ» С ОБОЗНАЧЕНИЕМ НЕМЕЦКИХ МАСТЕЙ, НА КАЖДОЙ ИЗ ЭТИХ ДВОЕК ИЗОБРАЖАЕТСЯ ОДНО ИЗ ЧЕТЫРЕХ ВРЕМЕНГОДА

Здесь предлагаются фигурные карты и двойка арканов, которая считается зимой, около 1885 г.


Еще одна причуда швейцарских карт из колоды для игры в «Трапполу», когда используются немецкие символы масти, состоит в наличии четырех эскизов на листах четырех двоек с символикой весны, лета, осени и зимы. На таких колодах королей обычно изображают на коне, кавалера – армейским офицером, а валета – швейцарским охотником.

На картах одной из них, изготовленных для Эдуарда Гланцля из Инсбрука в 1878 г. Генрихом Гофманом из Вены, фигуры нарисованы с одной головой и в исторических костюмах. Королями представлены Рудольф, Фредерик, Максимилиан и Франциск I, а на числовых листах изображены исторические события и деревенская жизнь при их правлении.

В другой серии два валета каждой масти названы именами швейцарских персонажей, самый знаменитый из которых Вильгельм Телль.

На фигурных картах еще одной серии, на этот раз колоды в 52 листа с французскими символами масти, под названием Vues et Costumes Suisses, изготовленных Жаном Мюллером из Шаффхаузена, изображены гербы и национальные костюмы жителей различных кантонов, а на тузах нарисованы виды Швейцарских Альп с деревнями, расположенными среди заснеженных горных вершин.


ИЗ ВЫПУСКА В ЖЕНЕВЕ ШВЕЙЦАРСКИХ КАРТ ТАРО, 1873 Г.


Такие пользующиеся популярностью украшения тузов имеются во многих карточных колодах с французскими символами масти. Фигурные карты изготовлены по индивидуальным эскизам, не похожим ни на французские, ни на немецкие, за исключением одной серии, находящейся в нашей коллекции и относящейся к 1873 г. Они оттиснуты с деревянных клише, а эскизы явно позаимствованы со старых французских карт мастера Андриё. Пиковый валет подписан как «Gassmann a Geneve». К тому же у нас хранится серия карт Таро примерно того же времени, изготовленная тем же самым мастером. В этом случае он отходит от старых эскизов и предлагает черно-белые арканы, фигурки в гротескном изображении, которые должны удивлять зрителя. Фигурные карты, произведенные методом плоской печати, и числовые карты раскрасили по трафарету.

К тому же сохранились колоды миниатюрных карт размером ¾ × ½ дюйма в маленьких скользящих обложках, изготовленных в Интерлакене и Женеве.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".