Интеллектуальные карточные игры. Азартные игры XIX века

Интеллектуальные азартные игры – это увлекательнейшая форма проведения досуга, способ самовыражения и практической реализации природных качеств и приобретенных знаний.

В чем состоят принципиальные отличия интеллектуальных карточных игр от азартных? Элемент везения, обуславливающий успех в азартных играх, минимизируется процедурой организации соревнований интеллектуальных игр. Спортивный статус игры заключается в реализации принципа: всем участникам предоставляются равные шансы на успех – это значит, что для розыгрыша им предлагаются одинаковые расклады карт. Привлекательность спортивных карточных игр прямо пропорциональна степени их сложности. Доказательство тому - распространенная в СССР игра преферанс, которая не смогла перейти грань, отделяющую азарт от спорта, именно по причине сравнительной примитивности своих правил.

На сегодняшний день одной из самых популярных интеллектуальных карточных игр является бридж.

БРИДЖ

" Если кино - моя работа,

то бридж - моя страсть! "

(Омар Шариф)

Истоки современного спортивного бриджа восходят к русской игре XIX века "Бирич", что в переводе означает "глашатай". К 70-м годам прошлого столетия она была уже известна на Балканах и во Французской Ривьере, откуда попала в Лондон под названием "Biritch or Russian Whist". В 1887 году вышло описание этой игры под названием бридж-вист. В начале 90-х в бридж-вист играли и в Париже, и в Нью-Йорке. Однако европейцам было сложно произнести русское «Бридж», и название игры было преобразовано в близкое по звучанию - "бридж" (англ, мост). В настоящее время вопрос о происхождении бриджа окончательно не решен, однако признано, что родоначальниками игры являются русский "винт" и английский "вист".

Как правило, в бридж играют четыре человека колодой из 52 карт. Участники, находящиеся друг напротив друга, играют в паре - "Север" и "Юг" против "Востока" и "Запада". Цель игры состоит в правильном заказе и розыгрыше заявленного контракта и лишении такой возможности оппонентов. В чем специфика бриджа в сравнении с другими интеллектуальными играми? Одним из основных требований бриджа является умение участников играть в команде. Другой характеристикой бриджа является динамизм: одна партия в шахматы может длиться несколько часов, за такое же время будет разыгран бриджевой матч примерно из 24-32 разных сдач. В бридже, в отличие от шахмат, игроки не обладают полнотой информации, поэтому бриджисту в своем анализе игровой ситуации приходится пользоваться различными статистическими оценками и моделями, а также прибегать к маскирующим и даже обманным маневрам, что усиливает психологизм поединка.

Современный бридж принял свою окончательную форму в 1925 году благодаря усилиям известного американского бриджиста Г.Вандербилта, который разработал существующую по настоящее время шкалу стоимостей различных игр. Решающий вклад в развитие, становление и популяризацию бриджа сделал американец русского происхождения Э.Калбертсон.

В 1932 году была создана Международная Лига Бриджа, с 1932 года по 1939 год было проведено восемь чемпионатов Европы. В 1935 году состоялся первый официальный матч между лучшей командой США и чемпионами Европы - Францией.

Вторая Мировая война на время прервала развитие бриджа. В Европе чемпионаты возобновились лишь в начале 50-х годов - после организации Европейской Бриджевой Лиги (EBL). В 1950 году состоялось первое командное первенство мира (Бермудский кубок), который выиграли американцы. Затем на протяжении почти двух десятилетий длилась эра итальянской "Голубой команды", которая выигрывала практически все состязания.

В 1960 году была создана Всемирная Федерация Бриджа (WBF) и учреждена Всемирная Олимпиада. Первыми олимпийскими чемпионами стали французы. С 1962 года начали проводиться парные первенства Мира для мужских и женских пар. В 1978 году организовано командное первенство мира среди женских команд (кубок Венеции). Проводятся и массовые турниры. Так, в Риме на площади Новака турнир собрал 1700 участников, а одновременный заочный турнир "Эпсон" попал в Книгу рекордов Гиннесса: участвовало 84356 человек из 94 стран.

Рост массовости бриджа в бывшем СССР начинается в начале 60-тых годов. Хотя и в довоенной стране в бридж играли крупные государственные деятели (нарком иностранных дел М.Литвинов), композиторы Д.Шостакович, С.Прокофьев, первый русский чемпион мира по шахматам А.Алехин.

Но в январе 1972 года Спорткомитет СССР осудил "порочную практику" различных занятий и соревнований "несущих вредную социальную направленность". В этот перечень кроме каратэ, женского футбола, попал и бридж.

Только с началом перестройки запреты на игру были сняты - и уже летом 1990 года СССР вошел во Всемирную Федерацию Бриджа (WBF). В феврале 1997 года Госкомспорт России издал приказ о введении бриджа в государственные программы физического воспитания населения.

C 1995 года бридж признан частью Олимпийского движения. Сейчас соревнования по бриджу проводятся в различных категориях: среди пар (Чемпионат России среди пар,- Кубок клубов России, Открытый турнир среди школьников), среди микстовых пар (Микстовый чемпионат России среди команд, Кубок РиО, Командный чемпионат России, Кубок клубов России).

На протяжении долгой истории развития бриджа игра претерпевала различные модификации, много раз меняла свои правила. В настоящее время существуют две основные разновидности бриджа - робберный бридж и спортивный, отличающиеся друг от друга системой записи. В СНГ робберный бридж почти неизвестен, в то время как спортивный очень популярен и любим как на своей «исторической Родине» - в России, так и за рубежом. В настоящее время Европейская Бриджевая Лига насчитывает 27 стран, Всемирная Федерация Бриджа - 86 стран. По данным Международной ассоциации бриджевых журналистов, количество игроков в бридж составляет порядка 200 миллионов человек.

ПРЕФЕРАНС

Преферансист, как и спортсмен, чтобы не проигрывать,

должен быть высокого класса.

(Из «Кодекса чести преферансиста)

По степени популярности и сложности правил с бриджем соперничает преферанс, также относящийся к разряду коммерческих игр, в которых успех игрока в большей степени зависят от его умения, нежели от воли слепого случая. Сконцентрировав в себе основные элементы различных старинных европейских игр, в Россию преферанс был привнесен достаточно поздно – в 40-х гг. XIX в.

Свое название игра получила от французского слова preference, что означает "предпочтение", "преимущество". В предшествующих преферансу коммерческих играх, распространённых в России (вист, ломбер, медиатер), "преферансами" называлась старшая масть, которой отдавалось предпочтение. Например, в игре "вист" преферансами называлась масть, открывшаяся козырем в первой сдаче. В продолжение всего робера (партии, пульки) игра, сыгранная в этой масти, записывалась вдвойне (двойным считался также ремиз). Таким образом, название своё игра преферанс получила по названию принципа аукционной торговли, впервые в истории карточных игр использованного в этой игре по отношению к масти.

Возможное количество игроков в преферансе – от двух до пяти. В отличие от бриджа, в преферанс каждый играет за себя. Используется колода из 32 карт от 7 до туза (часто даже в других играх такую колоду называют "преферансной"). Каждую игру принято предварять розыгрышем места, затем после сдачи карт начинается торговля за прикуп. В процессе розыгрыша карт каждый игрок стремится взять наибольшее количество взяток.

В царской России существовало множество разновидностей преферанса: простой, с десятичным счетом, с курочкой, с котлом, с мизерами, с увертами, а также пригласительный вист и гусарский преферанс. Но самым популярным являлся преферанса, где десятичный счет совмещался с мизерами (играми без взяток) и «курочками» (выставками и ремизами, которые писались над записью, в особо отведенном месте и которыми пользовались все играющие).

Современный преферанс имеет множество вариаций – это и Европейский преферанс («Австрийский», «Хорватский»), и российские модификации игры, такие как «Сочинка», «Ленинградка», «Ростовка», «Гусарик», «Классика».

На сегодняшний день самой распространенной в России разновидностью преферанса является «Ленинградка». Это интересная непростая игра с богатым выбором тактических приемов. Успех в ней зависит не только от карты, но и в большей степени от мастерства игрока, что и определяет все возрастающую популярность этой разновидности преферанса.

Ее правила предусматривают максимальную жесткость по отношению к играющему (двойное наказание за подсад). Самой дорогой игрой в «Ленинградке» является распас, при которой обязательным считается жесткий выход. С помощью распасов можно попытаться исправить плохое положение в пуле: имея на руках игру, Вы можете искусственно «закрутить» распасы в надежде на дальнейшее успешное их развитие. Поэтому если Вы хорошо играете именно распасы – в «Ленинградке» Вам гарантированы большие шансы на выигрыш.

Если же Вы не склонны к чрезмерному риску и азарту, но любите логически мыслить и точно рассчитывать комбинации, - Вам следует попробовать играть в «Сочинку». Правила этой наименее азартной из всех известных разновидностей преферанса не предусматривают увеличения стоимости сыгранных игр, вистов и подсадов. Кроме того, в этой модификации нет ни «бомб», ни игр «втемную», ни других элементов, усиливающих значение случайности при игре. Поэтому игрок средней квалификации даже при плохих картах в течение всей игры может обойтись лишь незначительным проигрышем.

«Классика» весьма похожа на «Сочинку» и «Ленинградку», но в ней сохранилось множество реликтовых правил и условностей. Основной особенностью «Классики» является наличие повышающих стоимость игр коэффициентов «бомб» и возможность игры «втемную». Эти элементы не только придают игре азартный, рискованный характер, но и значительно изменяют тактический рисунок пули. И если в сочинке игра в основном определяется картой (если высококлассному игроку не везет в картах, у него очень мало возможностей изменить течение пули), то в «Классике» этих возможностей больше: если игроку карта не идет, он может пасовать «втемную», заставляя противников искать семерную игру, что, естественно, не всегда осуществимо.

По сравнению с другими разновидностями преферанса в «Классике» сильно меняется торг. Это объясняется тем, что партнеры здесь постоянно находятся в неравном положении. «Классика» сильно отличается от сочинки не только азартностью, но и многообразием тактических приемов. Поэтому если Вы хорошо и удачно играете в «Сочинку», но незнакомы с «Классикой», будьте предельно внимательны и рассчитывайте свои силы. Прежде чем садиться играть в «Классику», оговорите правила и определитесь, какая именно из модификаций этой игры Вам предлагается: «Упрощенная классика», «С разбойником» (т.е. с игроком, имеющим после трех кругов распасов наибольшее количество очков в горе и определяющим условия проведения игры), «С расширением прав сдатчика», «С усложненным вистованием».

Существует такая разновидность преферанса, как «Ростовка» (или «Московская пулька») – игра непростая, очень интересная, с большим выбором тактических возможностей. Ее основным отличием от «Сочинки», как и в случае с «Ленинградкой», является усиление роли распаса, что достигается, во-первых, ужесточением наказания за несыгранную игру и, во-вторых, сильной бонификацией за выигранный распас, сравнимой с удачно сыгранной крупной игрой. «Ростовка» отличается от «Сочинки» и несравненно большей напряженностью.

Большие изменения в тактику игры привносят "скачки" (игры с призами). Резко увеличивается значимость мизера: по правилам он поощряется призом и потому играется намного чаще, чем в других вариантах преферанса. По ходу развития пули каждый партнер может сделать свой выбор: играть на первое закрытие пули или на минимальную гору – и тут разгорается отчаянная борьба.

Как и при игре в «Классику», в «Ростовке», следует помнить о существовании вариантов этой игры – «С призами», «С общей пулей». В «Московскую пульку» можно играть и вдвоем.

Для двоих игроков предназначен и «Гусарик» - разновидность преферанса, в которой все игры проходят при открытых картах партнеров и предполагаемого третьего игрока - "болвана". Карты сдаются на троих по очереди, при этом карты "болвана" всегда находятся слева от раздающего. Первый ход всегда происходит от "болвана". Во время торговли карты "болвана" не трогаются и до определенного времени никто из игроков не имеет права их смотреть. После заказа игры и желания завистовать карты "болвана" переворачиваются и подключаются к картам вистующего. В остальном все правила и ходы «Гусарика» те же, что и в обычном преферансе.

Если попытаться охарактеризовать в двух словах самые популярные в современной в России разновидности преферанса, то «Ленинградку» можно назвать игрой против играющего, «Сочинку» - игрой против вистующего, а «Ростовку» - игрой для мастеров распасовки.

Итак, если Вы еще не определились с выбором интеллектуальной игры, советую попробовать свои силы именно в преферансе – здесь Вы сможете найти тот вариант игры, который наиболее соответствует Вашему складу ума, характеру и предпочтениям.

КИНГ

Хочешь иметь спокойную старость

Научи жену играть в преферанс.

(Народная мудрость)

Представительницам прекрасного пола, чувствующим желание и способность приобщиться к интеллектуальным карточным играм, подойдет «Кинг». Преферансисты, большинство которых – мужчины – между собой часто именуют эту игру «дамским преферансом», ибо имеющий в своей основе классические преферансные приемы, «Кинг» разыгрывается «с точностью до наоборот»: выигрывает здесь не тот, кто берет взятки, а наоборот избавляется от ненужных карт, отдавая взятки противникам. А это может быть объяснено лишь одним - непостижимой для представителей сильного пола женской логикой.

В «Кинг» играют вчетвером колодой из 32 карт. Раздача идет по часовой стрелке, раздаются все карты. Ходить надо по одной карте, на карту оппонента надо класть карту той же масти, если таковой нет, можно сбросить любую карту. Вся партия рассчитывается на 12 раздач, каждая из которых имеет свое условие (не брать взяток, не брать червей, не брать валетов, не брать червового короля – Кинга и так далее).

ДЕБЕРЦ

Валет - фигура!

Эта одна из самых молодых интеллектуальных игр появилась в России в 70-х годах XX века и сразу завоевала популярность в среде профессиональных игроков. Деберц сочетает в себе коммерческий характер со спортивным азартом и при этом требует от участников высоких интеллектуальных способностей.

Игра ведется, как правило, вдвоем колодой из 32 карт. Первоначально каждый игрок получает по шесть карт. Козырем принимается открытая верхняя карта в колоде. Если кто-то из игроков согласен играть при этом козыре, начинается сама игра, если нет, то по очереди можно заказать игру на любом другом козыре. Если оба игрока говорят "пас" и при любом другом козыре - карты пересдаются. Если все же кто-то решился играть, то каждый получает еще по три карты, и начинается игра.

Старшинство и достоинство карт в козырной и некозырной мастях различны. Так, если в козырной масти старшей картой считается валет (20 очков), то в некозырной – туз (11 очков). На втором месте в козырной масти стоит девятка (14 очков), в некозырной – десятка (10 очков) и так далее.

В процессе игры могут сложиться следующие комбинации: «Пятьдесят» (четыре карты одной масти подряд - 50 очков), «Терц» (три карты одной масти подряд - 20 очков), «Белла» (король и дама козырной масти - 20 очков).

Игра ведется до 501 очка, которые игроки набирают за несколько раздач. Существует короткий вариант, при котором игра ведется до 301 очка. Как и другие интеллектуальные игры, Деберц имеет различные разновидности: «Московский деберц» (с "висячим байдом" – при равном количестве очков с партнером) и незначительно отличающийся от него «Харьковский деберц», «Короткий деберц» (в котором партия разыгрывается в одну сдачу), «Деберц с предложением» («С полтинниками» - когда игрок может предложить противнику записать без игры 50 очков, и если разрыв в записи достигает 250 очков, партия считается законченной в пользу ведущего в счете), Деберц для двоих и троих игроков и другие.

КЛУБНЫЙ ПОКЕР

Меня не так сильно беспокоит,

что я проиграл всё, что имел…

Гораздо печальнее другое:

кажется, я потерял свой “покер-фейс”…

(из к/ф “Смешная девчонка”).

Если Вы – завсегдатай казино и игровых клубов, но игра на рулетке и слот-машинах не вызывает у Вас интереса, смело садитесь за покерный стол – здесь Вам не придется скучать.

В настоящее время существует более десятка разновидностей клубного покера, однако при этом разнообразии правила игр достаточно схожие и отличаются лишь отдельными деталями. Основная цель практически любой покерной игры – набрать из 5 карт стандартной колоды в 52 листа наивысшую комбинацию (в некоторых вариациях, наоборот, самую низкую комбинацию).

Самой популярной игрой на сегодняшний день признан Техасский Холдем (Texas Hold’em). Популярность этой игры во многом объясняется тем, что она позволяет участвовать гораздо большему количеству игроков, нежели другие разновидности покера. Существует три основные варианта холдема: лимитный, пот-лимит и безлимит.

На втором месте по популярности среди россиян стоит покер Омаха (Omaha), за ним - Семикарточный покер (7 Card Stud) и Пятикарточный покер (5 Card Stud/Draw).

В последние годы Покер, как и другие интеллектуальные игры, все активнее уходит в пространство Internet. Безусловно, игра в online имеет множество преимуществ – неограниченное время и удобство ведения игры, возможность кооперирования с другими игроками и перспектива получить выигрыш, на порядок превышающий суммы в реальной игре. Однако при всей заманчивости новых технологий виртуальная игра теряет одну из основных, если не сказать главную свою характеристику – психологизм интеллектуального поединка. Нервно раскуренная сигара, пульсирующая жилка на лбу, предательское дрожание руки и напряженная сосредоточенная работа ума, мгновенные подсчеты, фотографическая память… «Живая» интеллектуальная игра красива, престижна. В ней рождаются шарм и стиль, она является источником вдохновения художников и режиссеров, композиторов и писателей. В русской прозе можно найти немало произведений, с большим вкусом описывающих интеллектуальные карточные игры – рассказ "Винт" А.Чехова, "Большой шлем" А. Андреева, повесть Л. Толстого "Смерть Ивана Ильича" и другие.

А сколько подобных примеров в мировом кинематографе. Вспомните хотя бы знаменитый эпизод из фильма “Туз” с Адриано Челентано в главной роли:

– Туз, а ты уверен, что выиграешь?! – с беспокойством спрашивает “мазильщик”, поставивший на Челентано все деньги против Марсельца.

– Не сомневаюсь!

– А что даёт тебе такую уверенность?

– Когда Марселец блефует, у него шевелятся уши…

Интеллектуальные азартные игры – это увлекательнейшая форма проведения досуга, способ самовыражения и практической реализации природных качеств и приобретенных знаний. Но самое основное – с точки зрения здоровья - качество спортивных игр заключается в постоянной тренировки памяти, развитии логики и математического способа мышления. Именно поэтому преферансисты и профессионалы бриджа до преклонного возраста сохраняют хорошую память, гибкость мышления и бодрость.

Ольга Жарковская

http://vib.adib92.ru/main.mhtml?PubID=1007&Part=12

Русская Цивилизация

Карточные игры любимы во всём мире. С ними, как с обычными , приятно скоротать время в компании, карточные турниры проводят во многих странах мира. Существует более тысячи разновидностей карточных игр, и мы составили ТОП-7 наиболее популярных из них.

♠ ♠ ♠
7

ДЖИН-РАММИ

Наиболее популярна в США и Латинской Америке. Джин-рамми произошла от популярной в середине прошлого века мексиканской игры кункен. Сейчас этот вариант рамми распространен в основном на территории Европы и США.

Игра относится к логическим-стратегическим, и в неё редко играют на деньги. Джин-рамми рассчитана на 2-4 человек. Для игры в паре раздаются по 10 карт, компания из трёх или четырёх человек получает на руки по семь карт. Оставшуюся после раздачи колоду кладут в середине стола и снимают верхнюю карту — на неё игроки будут сбрасывать ненужные карты.

Основная цель игры — собрать комбинацию из трёх и более карт одной масти или достоинства. Игроки могут добирать карты из обеих получившихся колод, но скидывать листы, только что взятые из стопки для сброса, нельзя. Лучшая позиция в игре — джин, когда у человека на руках нет «лишних» карт, не используемых в комбинации. Проигрывает и сдаёт листы игрок, набравший больше всего очков (соответствует достоинству карты, туз в рамми считается единицей, валет, дама и король — десятки).

♠ ♠ ♠
6

БРИДЖ

Одна из самых любимых в Америке и Европе, но не нашедшая большой популярности в странах СНГ. Предшественником бриджа считается «вист», популярный в Российской империи с XIX века, но в советское время практически исчезнувший.

Сложность бриджа сравнима с шахматами и нардами, игра на международном уровне признана видом интеллектуального спорта. По бриджу проводятся крупные турниры и мини-мероприятия, рассчитанные на компанию из восьми человек. Отличительная особенность — человек играет не за себя, а за свою пару (Восток в команде с Западом, Север с Югом). В бридже не принято подсказывать или помогать своему товарищу, в игре действует строгий кодекс этики, не допускающий любого нарушения правил и дисциплины.

В домашнем робберном бридже участвуют четыре человека. Эта разновидность менее популярна из-за большого влияния случайности на результаты игры. Любители бриджа предпочитают спортивную вариацию игры, в которой всё зависит от памяти и логического мышления.

♠ ♠ ♠
5

ПРЕФЕРАНС

Как и бридж, это «аристократичная» игра со своим кодексом чести, корни которой ведут к английскому «висту». В преферанс интереснее всего играть в компании из трёх-четырёх человек — карты сдаются только трём игрокам и при большем количестве участников развлечение теряет темп и динамичность. Преферанс относят к коммерческим играм, где в отличии от азартных исход партии зависит не от везения, а от умений участников.

В преферансе не используются семёрки, играют колодой в 32 листа. Основная цель партии — набрать больше очков. Правила преферанса время от времени редактируются. Последняя редакция произошла в 1996-м году, когда Российским Клубом почитателей преферанса был выпущен собственный свод рекомендаций и правил игры.

♠ ♠ ♠
4

БЛЭКДЖЕК

Одна из самых известных в мире карточных игр, придуманная специально для казино. Предшественником блэкджека считается популярная во Франции 19-го века игра «Двадцать одно». Впервые блэкджек появился в игорных заведениях США. Чтобы заинтересовать широкие круги посетителей работникам казино приходилось проводить различные пиар-акции и даже видоизменять правила классического «Двадцать одно» на более интересные для игроков.

В России популярна одна из вариаций блэкджека — очко. Главное отличие этих разновидностей в колоде: в американской версии используются 54 карты, в российской — 36. Очко считается домашним вариантом, который больше подходит для игры вне казино.

♠ ♠ ♠
3

ПОКЕР

Самая известная и популярная в мире азартная карточная игра. Покер на международном уровне признан видом спорта, по которому регулярно проводятся турниры и чемпионаты. Игра обрела популярность более двухсот лет назад, первые упоминания о похожем карточном развлечении датируются началом 16-го века.

Покер прекрасно сочетает в себе логико-стратегические черты с высоким уровнем зависимости от удачи. Как и в джин-рамми, основная цель участников — набрать наиболее «весомую» комбинацию . В покер интереснее играть со ставками (пусть и на условные деньги), когда участникам для сохранения своих средств нужно чувствовать атмосферу за столом, понимать, когда лучше выйти из игры и сохранить оставшиеся фишки, а в какой момент пойти на риск и поднять ставку.

Еще в покере важен блеф. Не владеющий ценными картами игрок может заблефовать неуверенных в своих силах соперников, вынудив их покинуть игру.

♠ ♠ ♠
2

КОЗЁЛ

Козёл появился в Германии в конце 19-го века, став сегодня одной из самых популярных карточных игр в странах СНГ. Имеет множество вариаций. В каждом регионе существует собственная версия козла, отличающаяся правилами назначения козыря, что часто создаёт путаницу для участников из разных городов.

Козёл одновременно похож на бридж и дурака. Как и в бридже, игроки делятся на сидящие крест-накрест команды, допускается игра втроём «один против двух». Сходство с дураком проявляется в наличии козыря и необходимости бить карты соперников.

♠ ♠ ♠
1

ДУРАК

Не нуждающаяся в особом представлении игра, правила которой известны даже первоклассникам. Дурак появился в Российской империи в XIX веке и был распространён только среди крестьян — знать предпочитала «аристократичные» преферанс и бридж. Игра обрела известность в СССР, тогда же и появились новые разновидности дурака: подкидной, переводной, с колодой в 52 карты.

Дурака отличают простые правила и возможность играть в большой компании. Как и большинство карточных игр не на реальные деньги, дурак поможет забыть о проблемах и избавиться от .

В России издавна были известны многие азартные игры, из которых игру в карты преследовали и духовенство и правительство. Из воеводских наказов XVII столетия видно, что игравших в карты наказывали кнутом , а сами карты велено было отбирать и сжигать.

В начале царствования императора Александра I правительство преследует азартные игры. Указами Петербургскому военному генерал-губернатору 1801 г. и Московскому, 1806 г. повелевалось иметь неослабное наблюдение, чтобы не было азартных игр, виновных отсылать к суду и об именах их доносить самому императору.

Однако любителей риска и азартной игры никакие запреты не останавливали и они продолжали участвовать в (иногда подпольных) играх..

«Карточная игра в России есть часто оселок и мерило нравственного достоинства человека, — писал П. А.Вяземский в «Старой записной книжке». — «Он приятный игрок» — такая похвала достаточна, чтобы благоприятно утвердить человека в обществе. Приметы упадка умственных сил человека от болезни, от лет — не всегда у нас замечаются в разговоре или на различных поприщах человеческой деятельности; но начни игрок забывать козыри, и он скоро возбуждает опасения своих близких и сострадание общества. Карточная игра имеет у нас свой род остроумия и веселости, свой юмор с различными поговорками и прибаутками. Можно бы написать любопытную книгу под заглавием «Физиология колоды карт».

В России карты появились уже в XVI в. наряду с игрой в зернь, то есть в кости, и были известны уже при дворе царя Алексея Михайловича. Петр I попробовал бороться с азартными играми: он указом запретил в армии и во флоте проигрывать более чем один рубль — по тем временам большие деньги. Екатерина II издала указ, запрещающий платить карточные долги по векселям или давать деньги для выплаты таких долгов. Бесполезно! Попробовали «власть употребить»: в дом, где шла азартная игра, вдруг являлись слуги закона и арестовывали всех играющих. Об этом Бантыш-Каменский писал князю Куракину: «У нас сильный идет о картежных академиках перебор. Ежедневно привозят их к Измайлову; действие сие в моих глазах, ибо наместник возле меня живет. Есть и дамы…» А через несколько дней: «Академики картежные, видя крепкий за собой присмотр, многие по деревням скрылись…»

В России карты появились уже в XVI веке


Азартные игры не прекращались ни при Павле, ни при Александре I. Особенно карты распространились среди гвардейских полков. Рассказывали, что использованных игральных карт в кабачке накапливалось столько, что каждый день их собирали лопатами и увозили возами. Остановить игроков не представлялось возможным, современник утверждал: «Писать против игры есть то же, что сочинять против фортуны». Появился даже особый жаргон, на котором объяснялись игроки. Ф. Булгарин вспоминал: «Ни одного немецкого трактира или так называемого «ресторана» не было в Петергофе, а в Стрельне один только трактир был на почтовой станции, где собирался весь народ, любивший, как говорил в шутку наш полковник… «сушить хрусталь и попотеть на листе». Тут был бессменный совет царя Фараона, т. е. тут метали банк с одного утра до другого!»



Петр Андреевич Вяземский вспоминал, какое большое место в жизни занимала игра в карты: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас: в русской жизни карты — одна из непреложных и неизбежных стихий. Везде более или менее встречается страсть к игре, но к игре так называемой азартной. Страстные игроки были везде и всегда. Драматические писатели выводили на сцене эту страсть со всеми ее пагубными последствиями. Умнейшие люди увлекались ею. Знаменитый французский писатель и оратор Бенжамен Констан был такой же страстный игрок, как и страстный трибун. Пушкин во время пребывания своего в Южной России куда-то ездил за несколько верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехал в город он до бала, сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что прогулял и все деньги свои, и бал, и любовь свою».

Фараон

Смысл игры в «фараон» очень прост. Герой повести «Жизнь игрока, описанная им самим», изданной в Москве в 1826—1827 гг., так объясняет партнеру, который не знал, как «ставить карту»: «Это очень просто, — возразил я, — выдерни наудачу какую-нибудь, положи ее на стол, а на нее наклади сколько хочешь денег. Я из другой колоды буду метать две кучки; когда карта, подобная твоей, выйдет на мою сторону, то я беру твои деньги; а когда выпадет на твою, то ты получишь от меня столько же, сколько ставил на свою карту». Сторона банкомета правая, сторона понтера левая. Чтобы избежать плутовства, для каждой игры распечатывали новую колоду. Колода полагалась каждому игроку и банкомету. Опытные игроки вскрывали колоду, заклеенную крест-накрест, с особым шиком: колоду брали в левую руку, крепко сжимали, так что заклейка с треском лопалась, потом жестом фокусника тасовали карты, «переливая» колоду из левой руки в правую. По тому, как игрок брал карты в руки, сразу виден был навык, его принадлежность к клану «своих».

В «фараон» играли за четырехугольным столом, покрытым зеленым сукном


Играли за четырехугольным столом, покрытым зеленым сукном, такие столы называли ломберными. Возле каждого игрока лежали мел и щеточка — мелком тут же, на зеленом сукне стола, делались расчеты, записывали ставки, ненужное стиралось щеточкой. Возле каждого игрока стопки золотых монет, на столе зажженные канделябры, за окном ночь… Такова фантастическая картина карточной игры.

Использованную колоду, после прохождения одной тальи, или пульки, кидали под стол — потом лакеи соберут колоды и продадут их в свою пользу мещанам, для игры в дурачки и прочие забавы. Иногда под стол, вместе с использованными картами, падали деньги — их не принято было подбирать, считалось дурным тоном, а еще из суеверия. Рассказывали анекдот, как Афанасий Фет во время карточной игры нагнулся, чтобы поднять небольшого достоинства ассигнацию, которую уронил, а Лев Толстой, его приятель, запалив у свечи сотенную бумажку, посветил ему, чтобы облегчить поиски.

«Мушка»



В Россию эта игра пришла из Франции и была чрезвычайно популярна в XVIII веке. За долгие годы существования мушка была украшена многочисленными вариантами, что придает ей особую прелесть. Количество игроков — от 3 до 7. Если играют трое, берут малую колоду — 32 карты. Если игроков четверо, берут среднюю колоду — 36 карт. При большем количестве игроков используют колоду в 52 карты. Места определяет жребий — из колоды, разбросанной веером по столу, тянут карты. Тот, кто вытянул самую младшую карту, сдает первым. Если вдруг случится вытянуть одинаковые карты, нужно вновь вернуть их в колоду и тащить карты заново. Сдают каждому игроку по пять карт, раздавая их по одной, не все пять за раз. Козырь вскрывает сдающий и помещает его в середине стола. Туз в каждой масти — самая сильная карта, а туз пиковый именуется мушкой. Ему присваиваются значительные преимущества. Каждый игрок ведет свою запись. Игрок проводит перед собой линию и пишет под ней цифру 25, с которой в течение всей игры и списывает. В мушке XVIII века, упомянутой в произведениях Державина и Фонвизина, игра велась «в 30 пуаней» (пуань-фишка в определенную, заранее обусловленную сумму). На зеленом сукне ломберного стола каждый игрок проводил дугу, которую рассекал посередине вертикалью. Левая (от вертикали) сторона дуги помечается буквой В — она назначалась для вписывания взяток. Правая сторона помечается буквой Р и обозначает ремизы. В центре дуги, над вертикалью, пишут цифру 30 (или 25).

«Мушка» пришла из Франции и была чрезвычайно популярна в XVIII веке


Прикупают игроки поочередно. Выигрывает тот, кто первым списывает назначенную цифру. Выигрывает он обязательно у каждого из игроков. Цифру выигрыша записывают в стороне до окончательных расчетов.

Кроме азартных, были игры коммерческие. Известная писательница Жанлис писала в своем «Критическом и систематическом словаре придворного этикета»: «Будем надеяться, что хозяйки гостиных проявят достаточно достоинства, чтобы не потерпеть у себя азартных игр: более чем достаточно разрешить биллиард и вист, которые за последние десять — двенадцать лет сделались значительно более денежными играми, приближаясь к азартным и прибавив бесчисленное число испортивших их новшеств. Почтенный пикет единственный остался нетронутым в своей первородной чистоте — недаром он теперь в небольшом почете».

Вист, пикет — это коммерческие игры, построенные по сложным правилам.

Вист


Интеллектуальная карточная игра английского происхождения. Она остается популярной и в наше время, а многие ее особенности и правила перекочевали в другие карточные развлечения.

Игра «Вист» не так проста, как может показаться новичку. Она требует и наблюдательности, и быстрой реакции, и тренированной памяти. За одну партию научиться хорошо играть в Вист практически невозможно — здесь требуется терпение, внимание и бесконечное наблюдение. Эти навыки разовьются постепенно, если человек поставит перед собой цель научиться играть в «Вист» на уровне профессионала.

Идеальное количество игроков в висте — четверо


Необходимо учиться запоминать карты. Очень важно помнить карты своего партнера и угадывать их — всего на двоих у партнеров 26 карт. Это помогает сделать выработанная временем система намеков, речь о которой пойдет ниже.

Идеальное количество игроков в висте — четверо. При недоборе игроков заменяют так называемые «болваны»: на стол кладут открытые карты, которые и будут замещать недостающих игроков. И наоборот, — при большем количестве игроков — пять или шесть — в каждом робере, который состоит из двух партий, один из игроков должен покидать игру.

Игроки в таких играх могли попытаться просчитать свои ходы, выработать стратегию, словом, эти игры предполагали не столько азарт, сколько удовольствие самого состязания. Ставки в этих играх были невысокие, и считалось, что в них проиграться невозможно. Напротив, в азартной игре невозможно ничего рассчитать. Вяземский писал: «Подобная игра, род битвы на жизнь и на смерть, имеет свое волнение, свою драму, свою поэзию. Хороша и благородна ли эта страсть, эта поэзия — это другой вопрос. Один из таких игроков говаривал, что после удовольствия выигрывать нет большего удовольствия, как проигрывать».

Пикет



Это одна из старинных карточных игр: первое упоминание о пикете находим во французских хрониках 1390 года. Однако красивая легенда связывает ее появление с именем французского короля Карла VII, чье правление приходилось на XVII век. Главным событием одного из маскарадов была постановка пьесы Корнеля «Торжество дам». Как было принято в то время, пьесу украшал балет, где была представлена «живая колода». Первыми выступали четыре валета, а уж за ними выступали короли, дамы и вся остальная колода, разделенная на кварты по четыре масти в ряд. В продолжение балета масти затейливо перемешивались, составляя различные комбинации. Заглавную роль в представлении играл Пикет. К кадрили валетов были присоединены группы, символизирующие другие, известные в то время игры: бильярд, кости, кегли и трик-трак.

В России эта игра сделалась особенно популярной в XVIII веке и была одним из любимейших развлечений Екатерины II. В конце XIX века пикет характеризовался как игра «семейная, кабинетная». Пикету, в отличие, скажем, от рамса, противопоказан «салонный говор», он требует уединения и сосредоточенности, что характеризует его как игру «умственную». Естественно, что наиболее оптимальным количеством игроков в пикет следует считать число «два», причем необходима равносильность между партнерами. Пикет — игра равных.

«Стуколка»



Самой популярной из карточных коммерческих игр , пожалуй, является стуколка. Она проста и незамысловата, правила ее легко запоминаются. В стуколку одинаково хорошо может играть и опытный игрок, и игрок начинающий, умение требуется очень небольшое, вся игра построена на удаче. Однако есть такие стукольщики, которые ведут игру настолько умно и расчетливо, что в проигрыше бывают редко, и то не в большом. Это зависит, прежде всего, как, впрочем, и во всех карточных коммерческих играх, от сдержанности и хладнокровия. Когда карта не идет, они не рискуют, идут только на верные взятки. Положим, что подобная игра будет скучной и никаких выгод не принесет, зато при таком условии и проигрыш будет невелик. Но если им везет, то они играют смело и рискованно, хотя опять таки и рискуют с расчетом: они знают время, когда следует пасовать, а когда купить. Рискуют в стуколке, когда игрок идет не с верными взятками, а с сомнительными, в надежде, что ему посчастливится взять хоть одну взятку, но если игрок в надежде на свою удачу пойдет с ничего не значащими картами или купит в первой руке, то это уже называется не риском, а нелепостью.

Самой популярной из карточных коммерческих игр была «стуколка»


Название свое стуколка получила, вероятно, от того, что каждый участник объявляет о своем желании играть не какой-либо условной фразой, а легким стуком руки о стол.

Существует несколько видов стуколки: обязательная, с гольцом, с прикупом, со шлейфом.

«Рамс»

От «мушки» (но значительно упрощенной) берет свое начало рамс, весьма популярный в российской провинции XIX века, где его снисходительно считали «дамской игрой».

Прекрасная игра для начинающих. «Рамс — любимец путешественников, которые играют в него, встречаясь за табльдотами в пансионах, — так идиллически характеризует рамс справочник конца предыдущего века. — Он не утомляет внимания, шум дружеской беседы не вредит ее ходу. От игрока же не требуется никакого искусства».

«Тресет»


Тресет пришел в Россию с берегов туманного Альбиона. В Англии, на родине, игра носит название Three seven — три семерки. Вполне возможно, что сами британцы привезли ее на берега Темзы с берегов Ганга, где колонисты изобрели это новое развлечение во времена пребывания в Индии принца Уэльского (1876 г.). Во время стоянки русского флота в Сан-Стефано российские офицеры частенько встречались с британскими морскими офицерами. Одним из результатов подобных контактов стала карточная игра, привившаяся в нашем отечестве под названием «семерик».

«Тресет» считался новомодным в 1878 году


Эта игра в России считалась новомодной в 1878 году. Во многих общественных собраниях, в Петербургском и Московском Английских клубах (а также в клубах больших губернских городов) в семерик играли почти наравне с ералашем и преферансом. В общественный же быт игра проникала с затруднениями, благодаря своей своеобразной форме, требующей предельного внимания.

Абсолютно все пособия по карточной игре подчеркивают «сбивчивость» тресета и сложность механизма этой игры.

Инструкция

Принято считать, что карты – азартная игра. Да, можно увлечься ими и забыть сделать какие-то дела. Но сейчас есть более азартные и опасные занятия. Компьютерные развлечения отнимают у многих много времени, заставляют их нервничать. Если ваш ребенок слишком долго сидит за ноутбуком, то отвлеките его карточными играми.

Совсем юным будет интересно поиграть в «Пьяницу». Да, название недетское, поэтому перед тем, как вы решите внука, сына или дочку развлечь таким образом, придумайте свое наименование.

Возьмите колоду из 36 карт и раздайте их так, чтобы у каждого оказалась стопка из 18 штук. Они должны лежать рубашкой вверх. Рассматривать свое богатство запрещается. Договоритесь, чей первый ход, если ваш, то положите верхнюю карточку из вашей стопки на стол, а маленький партнер – свою. Эта взятка достается тому, чья карта старше. Кто первый заберет всю колоду, тот и выиграл.

В «Дурака» умеют играть почти все, а вот французский вариант не так известен. Раздайте карты, начиная с партнера. У вас должно оказаться 4, а у него 5 штук. Козырь не открывайте, здесь его нет. Начинает ход партнер. Вы должны положить карту этой же масти или такого же значения.

Например, к его восьмерке пик можно положить 8 любой масти. Если у вас нет ни того ни другого, а есть дама, то она прекрасно подойдет и даже даст право назвать любую масть. Карту именно такой масти должен положить ваш оппонент.

Если нет и дамы, то берите из общей колоды сверху карты, пока не увидите искомую. Если вы пойдете с семерки, то партнер должен взять из общей колоды себе 2 карты. Шестерка обрекает его на 1 дополнительную, туз заставляет пропустить ход.

Выигрывает тот, кто первый избавился от всех карт. Побежденный считает свои очки. Игра состоит из нескольких раундов, проигрывает в ней тот, кто первым набрал 100 очков.

Если вы не хотите утруждать себя подсчетами, то проведите время вдвоем за карточной игрой «Солнышко». Разложите эти атрибуты по кругу в форме большого кольца, рубашкой вверх. Берите по очереди и кладите в центр. Если там уже лежит карточка такой же масти, то придется взять их все и играть уже данным набором.

Поиграйте вдвоем в карточную игру «Бура». Раздайте по 3 карты себе и партнеру, начиная с него. Следующая, седьмая по счету – козырь. Задача – набрать первым 31 очко.

Ходите с одной, двух или трех карт одной масти. При последнем раскладе шанс набрать много очков больше всего, так как второй участник вынужден будет скинуть все 3 свои карты. Если он не побьет ими ваши, то смело забирайте взятку и приписывайте очки себе.

Обратите внимание

При подсчете очков в игре «Бура» помните, что дается за: туз 11, за десятку 10, король 4, даму 3, валет 2 очка. За остальные карты баллы не начисляются.

Полезный совет

Если у человека завтра тяжелый день, он не может уснуть и нервничает по этому поводу, сыграйте с ним кон-другой в карты. Такой отвлекающий маневр поможет ему не переживать и легко уснуть.

Карточных игр существует великое множество. Детям подойдут те, которые попроще. Некоторые взрослые играют в такие, где нужно выстраивать стратегию, подбирать определенные комбинации. Другие предпочитают более легкие варианты, чтобы просто весело и интересно провести время за этим занятием.

Инструкция

К разряду детских можно отнести «Солнышко», «Пьяницу», «Туалет». Некоторые названия весьма неординарные, но сами игры от этого не становятся менее интересными. Карточный «Туалет» научит сноровке. Сначала разложите все карточки по кругу так, чтобы внутри образовалось небольшое пустое пространство.

Пусть каждый игрок берет по очереди карты. Тот, чья рука разрушит туалетное строение, проиграл. Для этого развлечения даже не нужно учить наименование мастей карт. Для следующего – это необходимо.

Для игры в «Солнышко» разложите карточки почти как в предыдущем случае, рубашкой вверх, но внутреннее пространство должно быть больше. Теперь каждый участник берет по одной карте и кладет в центр. Если там уже лежит такая же масть, то придется забрать себе все карты из этого внутреннего круга и играть ими. У кого в конце раунда на руках останутся карты – тот проиграл.

fremdewerdenfreunde.at

Пожалуй, самая известная настольная игра: доска, 32 фигуры и бесконечный стратегический простор!

Существуют разные теории о происхождении шахмат, но в Европу они попали лишь в X веке, а современный вид игра приобрела только в XV веке.

В шахматах нет фактора случайности: это чистый спорт, чистое противостояние умов. Выиграет тот, кто лучше умеет анализировать положение фигур на доске и просчитывать вероятное развитие событий. У профессиональных игроков всё очень сложно: там идёт просчёт на десятки ходов вперёд, работа с тысячами возможных комбинаций. Простые смертные так далеко не заглядывают, но попытка предсказать действия соперника даже в ближайшей перспективе может подарить вам незабываемые минуты «кипения» мозга.

2. Го

Го зародилось в глубокой древности в Китае. Но мировая известность у игры появилась лишь в XX веке. В России го также становится всё более популярным.

На первый взгляд, стратегический потенциал у игры меньший, чем у шахмат. Инвентарь здесь совсем скудный: доска и чёрно-белые камни - фигуры. Если вы в школе играли в точки, то базовый принцип вам известен. Игрок должен ограничить как можно большую территорию своими точками. Только в го вместо точек - камни. А множество дополнительных правил значительно усложняют привычную нам школьную забаву.

Впрочем, правила у игры совсем не трудны и понять игровые принципы можно уже через пару часов обучения. А вот на освоение всех тактических подводных камней у людей уходит вся жизнь.

3. Бридж


inquirelive.co.uk

Предком бриджа является винт - карточная игра, которая была очень популярна в дореволюционной России. Но в современном виде бридж оформился в США в первой половине XX века.

Бридж - единственная карточная игра, признанная спортивной дисциплиной. И это неслучайно: правила здесь довольно-таки непростые, а ещё, в отличие от большинства других карточных игр, в бридже результат партии в очень малой степени зависит от случайности. В основе успеха лежит мастерство игроков.

Существует несколько видов бриджа, отличающихся уровнем сложности. Так, помимо спортивного варианта, есть робберный бридж, подходящий для домашней игры. Всё, что вам нужно для интересного и полезного времяпрепровождения, - это колода с 52 картами, четыре игрока (включая вас) и знание правил. Последний элемент - самый сложный: пройдёт немало времени, пока вы разберётесь с понятиями контракта и контры, поймёте, когда стоит пасовать, и освоите все тонкости стадии розыгрыша. Но поверьте: эта разминка для мозгов того стоит.

4. Шашки

Многие воспринимают шашки как эдакие упрощённые шахматы. Формально нечто схожее между ними есть: например, доска, размеченная чёрно-белыми квадратами. Практически же шашки - это совершенно другая игра со своими собственными правилами и тонкостями.

Впрочем, освоить правила шашек совсем нетрудно. Шашки ходят по диагонали, «съедают» врагов, перепрыгивая через них, а у противоположного конца доски превращаются в дамки. Это простая, но в то же время очень богатая и вариативная игра. Научиться ей не составит труда, а веселья и пользы принести она может очень много.

5. Сянци

Сянци часто называют «китайскими шахматами». Корректен этот статус лишь отчасти. С шахматами сянци роднит только наименование некоторых фигур и условие поражения игрока - получение мата, то есть невозможность увести короля из-под удара.

Сянцы очень популярна в Азии, у нас она пока не получила распространения. Во многом это связано с сильно выраженным национальным характером игры. Так, в традиционном варианте фигуры отмечены китайскими иероглифами. Однако есть адаптированные для западного игрока наборы с символическими рисунками. Поэтому не стоит бояться сянци - это очень «умная» игра для двоих.

6. Сёги


hsto.org

А это уже «японские шахматы». Популярность вне Японии они получили совсем недавно.

Игра ведётся на доске из 81 квадрата. Здесь также имеются схожие с западными шахматами фигуры, вроде короля и ладьи. Но есть и уникальные: дракон, серебро. Большинство фигур имеют обратную сторону, которую можно активировать в определённой части доски.

Вообще, правила сёги оригинальны и очень сложны в освоении. Для достижения более-менее достойного уровня придётся потратить немало времени. Поэтому советовать всем игру не стоит, но для любителей экзотических интеллектуальных развлечений сёги идеальна.

7. Нарды

Нарды в современном виде зародились в Великобритании, но особую популярность получили в России и на Востоке.

Задача каждого игрока - вывести все свои шашки за пределы доски. Расстояние передвижения определяется броском кубика в начале каждого хода. Это единственный элемент случайности в игре, однако он довольно значим, поэтому приравнять нарды по уровню сложности к вышеперечисленным играм нельзя. Тем не менее стратегический потенциал в нардах тоже немалый: нужно оценивать вероятности и блокировать возможные ходы соперника. Нарды - очень весёлый способ расшевелить извилины.

8. Скрэббл

Это игра имеет не столь долгую историю, как другие представители списка. Однако не вспомнить её было невозможно: это простая и в то же время здорово развивающая концентрацию и память игра. В России «Cкрэббл» известна под названием «Эрудит».

Суть настолки наверняка большинству известна: участники последовательно выкладывают на игровое поле фишки с буквами, составляя слова. Чем больше длинных слов с «редкими» буквами составит участник, тем больше шансов у него на победу. В «Скрэббл» одновременно могут играть от двух до четырёх человек.